Тайна Имени Божьего

18.01.2014 БЛОГ  Оставьте отзыв

 

Каждый из нас, слыша о чём-то тайном, загорается желанием узнать разгадку сокрытого. Испробовать, разгадать, испытать, — любопытство часто было двигателем истории и науки. С другой стороны всегда существовала тенденция окутывать тайной и наделять мистическими свойствами нечто неподвластное пониманию, и на месте утраченного знания, в попытке объяснения того или иного явления, создавать сложные теории.

К сожалению, область религии наиболее подвержена подобным спекуляциям. В начале земной истории человек лицом к лицу общался с Творцом: ему были открыты и понятные многие законы мироздания. Со временем эти взаимоотношения изменились, и явное перешло в разряд тайного. Даже такое простое и одновременно сложное понятие Имени Бога стало тайной.

Итак, тайна Имени Бога. Но есть ли тайна на самом деле? С одной стороны существует еврейская традиция, запрещающая произносить Имя Бога YHWH, поскольку его знал только первосвященник, и оно было утеряно после разрушения Второго Храма. С другой стороны Тора и Сам Бог почему-то открыли это Имя Моше и более того — целому народу.

Насколько мы должны принимать во внимание традицию? Важно отметить существующую разницу между традицией и традицией. Есть традиция библейская, существовавшая от Адама до написания Торы и позже, на протяжении длительного периода уже после написания Библии. Эта традиция находилась в гармонии с библейским откровением, поскольку вначале сама была этим откровением и позже утверждала библейскую истину, расширяла её. Но есть и противоречащая Торе традиция, никогда не бывшая её частью, и которая была осуждена Иешуа как предание человеческое. Она противоречит духу и принципам Торы, поскольку связана с мистическими, псевдомагическими суевериями о том, будто бы знание этого Имени наделяет особой властью творить чудеса. Более того, эта безосновательная идея возникает намного позже: через пару тысяч лет после написания самого текста Торы. То, что было приемлемым для многих поколений евреев, описанных в Танахе, вдруг стало недопустимым в постбиблейский период, вследствие отступления от этой Торы. Сам факт проникновения мистических практик в постхрамовый иудаизм и объясняет возникновение этой hалахи (постановлений мудрецов). Но Тора не отменяла запрет на магию, и тем более никто не имел права отменять её заповеди: «…не ворожите и не гадайте» (Левит 19:26).

Почему-то эту заповедь Творца просто проигнорировали, о чём свидетельствуют книги по Каббале («Зоар», «Сефер Ецира»), а также многие постбиблейские представления и обычаи (амулеты «хамса», наложение заклятий на врагов). А то, что было великим откровением и утешением Господа Его народу, талмудические раввины посчитали возможным скрыть и забыть за человеческими преданиями. Великое Имя Бога – это квинтэссенция Исхода, и именно в этом чудесном избавлении Бог желал явить Свою сущность и великую любовь.

В Недельной главе Торы Ваэра, название которой переводится с иврита как «Я являлся» (Исход 6:3), впервые раскрывается сущность Имени Бога. Слово «ваэра» происходит от глагола «видеть», употребляемого здесь в пассивной форме (биньян нифаль, третье лицо, имперфект, вав-перевёртыш совершенного вида), и буквально означает «Я дал Себя увидеть». Суть этой главы подчёркнута её названием. Слово «ваэра» передаёт идею явления, откровения Всевышнего, Его Имени. Если посмотреть на предыдущие стихи, мы увидим, как Моше возвращается в Египет и говорит к народу и фараону от имени Всевышнего. Но так случается, что ни фараон, на народ Израиля его не слушают. Вновь представ перед Богом, Моше говорит: «Господи, почему Ты сделал такое зло народу этому? Почему Ты послал меня, но при этом ничего не произошло? Я принёс весть, но меня никто не послушал: фараон не отпустил народ. Ты не избавил народ Свой, а фараон делает ему ещё больше зла».

Недельная глава Ваэра является ответом на вопросы Моше и на наши вопросы. Почему, когда мы несём какую-то весть, человек не слышит нас? Почему часто, когда мы думаем, что пойдём и сделаем то, что должны, и всё у нас получится, — получается всё наоборот?

Что тайного в тайном имени Бога? Обратимся к первым стихам Недельной главы: «Являлся Я Аврааму, Ицхаку и Яакову с [именем] „Бог Всемогущий», а с именем [Моим] „Господь» не открылся им; и Я поставил завет Мой с ними, чтобы дать им землю Ханаанскую… И Я услышал стенание сынов Израилевых о том, что Египтяне держат их в рабстве, и вспомнил завет Мой. Итак скажи сынам Израилевым: Я Господь, и выведу вас из-под ига Египтян, и избавлю вас от рабства их, и спасу вас мышцею простёртою и судами великими; и приму вас Себе в народ и буду вам Богом, и вы узнаете, что Я Господь, Бог ваш, изведший вас из-под ига Египетского; и введу вас в ту землю, о которой Я, подняв руку Мою, [клялся] дать ее Аврааму, Ицхаку и Яакову, и дам вам ее в наследие. Я Господь» (Исход 6:3-8).

Эти стихи построены в форме хиазма: отрывок с 3 по 8 стих имеет такую литературную форму, где последний стих является отражением первого, предпоследний – второго, а центральный стих – высшей точкой, кульминацией этого отрывка. Это фраза, в которой Всевышний говорит о Себе: «Я есть Господь (YHWH)». И в начале, и в конце нашего отрывка Он говорит эту фразу. Это форма древнееврейской поэзии: Бог отвечает Моше высоким стилем древнееврейского языка, чтобы рассказать о сущности откровения. Как часто мы думаем, что откровение субъективно и касается только одного человека или избранной группы людей. Но Всевышний даёт понять, что Его откровение связано не только с Его избранным народом, но также адресовано фараону и Египту. Цель откровения характера Бога – явить Себя человечеству как можно полнее и ярче, так, как это доступно пониманию человека в контексте его времени и культуры.

Слово «ваэра» напоминает и другие тексты из Священного Писания. Бог говорит, что в древние времена Он не открывался отцам, не являл Себя под именем Господь (YHWH). Он являлся им под именем Бог Всемогущий — Эль Шаддай. Один из стихов, где мы можем увидеть это — Бытие 17:1: «…Господь явился Авраму…». Потом Он является Ицхаку и Яакову, и Тора вновь использует слово «ваэра» в Бытие 26:2-4 и 35:9-11.

Во всех этих текстах Господь является Аврааму, Ицхаку и Яакову как Бог Всемогущий. Смысл откровения Его всемогущества заключается в даровании обетований. Они не были осуществлены в полноте при жизни отцов. Вы помните суть завета, заключенного с Авраамом (Бытие 15), и его подтверждение (Бытие 17) о том, что Бог даст ему землю и сделает из него великий народ, потом Всевышний освободит этот народ из-под ига рабства и осудит притеснявший его народ. Все эти слова были обетованиями завета, которые не исполнились ни при жизни Авраама, ни Ицхака, ни Яакова. Поэтому, когда мы видим имя Эль Шаддай — Бог Всемогущий, то понимаем, что оно связано со всесилием Бога в грядущем исполнении великих обетований.

Это имя, с которым Бог дал увидеть Себя отцам, является именем веры. Бог Эль Шаддай явился патриархам, и они верою приняли это великое откровение. Но когда проходит время и Бог посылает Моше, Он открывается с именем Господь (YHWH). Это Имя (йуд, hэй, вав, hэй) является каузативной формой (побуждающей, причинной) древнееврейского глагола «быть» — hифиль 3-го лица, имперфект несовершенной формы. Значение этой формы глагола: осуществляющий, дающий бытие. Господь является под этим именем и говорит: «Я не открывался отцам под именем того, кто осуществит эти обетования в ближайшее время. Отцы верили, что они исполнятся, но этого не произошло при их жизни. И теперь пришло время. Я осуществлю их. Я Господь (YHWH)».

Этот отрывок свидетельствует об особых действиях, которые описываются на Пасхальном Седере в упоминании о действиях Всевышнего при выведении народа Израиля из Египта. Он говорит: «Я услышал стенание сынов Израилевых… вспомнил завет Мой. Итак, скажи сынам Израилевым: Я Тот, Который осуществляю и Я выведу вас из-под ига Египтян…». То, что было обещано, теперь исполняется.

Ещё один важный аспект божественного откровения – это явление Его сущности под именем YHWH и Египту: «Я явлю множество знамений Моих и чудес Моих в земле Египетской… тогда узнают Египтяне, что Я Господь, когда простру руку Мою на Египет и выведу сынов Израилевых из среды их» (Бытие 7:3, 5). Бог, в Которого верят евреи, — не просто ещё один племенной бог одного из народов, подневольных Египту. В отличие от богов египтян Он — единственный истинный Бог Творец. Этот Бог дает бытие всему живому и неживому, он управляет всей вселенной и творит чудеса через Моше и Аарона. Он готов явить Себя через казни и суды чтобы открыть, что только Он – Бог, и Он имеет власть управлять миром и судить его, и повелевает Египту освободить Свой народ Израиль. Смысл откровения нового Имени Бога имеет двухсторонний характер. Он не только Бог, Который являет еврейскому народу верность Завету, заключённому с отцами, но и Бог, Который создал мир и природу. Он — Владыка всех народов, желающий показать Свою славу всему миру.

Мы видим, что Бог верен Своим обетованиям. Всегда, когда приходит время, Он исполняет то, что обещал. Это имя открывает одну из величайших граней сущности Всевышнего, Его характера, славы и любви. Он обещал в Своём завете даровать землю народу Израиля и сделать из него великий народ, и исполнил это. Так же Он обещал даровать Новый Иерусалим и вечную жизнь тем, кто верит в Иешуа Машиаха, и вскоре совершит это.

Живя этой надеждой и веря в исполнение Всевышним обещания, подобно тому, как были исполнены обетования для народа Израиля, мы увидим исполнение обетований нового неба и новой земли, если будем верны Ему. Пусть Господь поможет нам всегда помнить, что Он осуществит нашу надежду, ведь об этом говорит Его истинное и величайшее Имя.

Виталий Обревко

бакалавр философии и еврейских исследований

 

Оставьте отзыв

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>