Недельная глава Хукат — «закон». Числа 19:1-22:1

27.06.2014 ПЕРЕВОДЫ  Оставьте отзыв

Содержание Недельной главы

Тора подробно излагает законы об использовании пепла красной коровы (пара адума) для ритуального очищения людей, принявших нечистоту от мертвых.

Спустя 40 лет скитаний по пустыне умирает Мириам — сестра Моше. Ее хоронят в Кадесе.

Народ жалуется о том, что у них нет воды.  Аарон и Моше молятся о народе, и Бог повелевает им собрать людей у Меривы и «попросить» у скалы дать воду. Вместо этого Моше, расстроенный отсутствием веры у народа, дважды ударяет по скале посохом. Скала все же дает воду. Однако Моше не смог всенародно продемонстрировать Божье владычество в мире через чудо дарования воды просто от слов. Поэтому Бог лишает Моше и Аарона права ввести народ в Эрец Исраэль.

Как последствие своего ропота израильский народ испытал нашествие ядовитых змей. Господь повелевает Моше сделать медного змея, при взгляде на которого человек, укушенный змеей, исцеляется.

Бней Исраэль возобновили свое путешествие, а поскольку царь Эдома, потомок Эсава, не разрешает им пройти через свою страну, они вынуждены идти кружным путем.

Когда они достигают горы Ор, Аѓа-рон умирает, а его сын Эльазар получает его  священнические одежды и обязанности. Аѓарон был всеми любим, и весь народ скорбит о нем 30 дней.

Царь эмореев Сихон тоже не желает пропустить евреев через свои владения; тогда по приказу Моше они вступают в войну с эмореями, побеждают их и захватывают земли на восточном берегу Иордана.

Покидая Синай

В  начале  Недельной  главы Хукат народ Израиля двинулся от горы Синай и отправился в путешествие в Землю Обетованную. «И пришли сыны Израилевы, все общество, в пустыню Син в первый месяц, и остановился на-род в Кадесе» (Числа 20:1-2).

Раши комментирует, что эмфатическое выражение «все общество» употребляется в этом тексте для того, чтобы показать, что к тому времени все, кто должен был умереть в пустыне, умерли, а те, кто расположился станом в пустыне Син, принадлежали к последующим поколениям, и должны были войти в Израиль.

Раввин Носон Вайс говорит, что в начале этой Недельной главы преобладает тема смерти: на стыке поколений умирают великие вожди поколения Исхода — Мириам и Аѓарон, а также выносится решение Всевышнего том, что Моше умрет на этой стороне Иордана.

 Хукат

Недельная глава Хукат начинается с мицвы пара адума (заповеди о красной корове). Пепел красной телицы, смешанный с водой, использовался для очищения соприкасавшихся с мертвым телом, чтобы те могли посещать Святой Храм.

Смерть символизирует противоположность святости и Божественности. Тот, кто каким-то образом прикоснулся к умершему человеку, стал нечистым и должен был пройти особый процесс очищения, описанный в Чисел 19:1-10. Благодаря пара адума человек очищается, переходя в состояние духовной чистоты.

Тора называет эту мицву хукат ѓаТора. Это одна из многих мицвот Торы, которые не имеют логических или видимых причин. Это заповедь считается нелогичной из-за одного парадокса: в то время как нечистый человек становится чистым благодаря обряду пара адума, священник, который приготавливал пепел телицы, становится нечистым!

Иррациональность этой мицвы преподает урок: для того, чтобы очиститься от духовной нечистоты, человек должен исполнять мицвот Всевышнего, не ограничиваясь своей логикой.

Возлюби ближнего своего, как самого себя

Рабби  Ицхак  из   Ворки  учил,  что сущность пара адума – это концепция «Возлюби ближнего своего». Его внук, рабби Мендель из Ворки, объяснил, что это связано с тем, что коэн, который осуществлял обряд очищения, сам становится нечистым в процессе очищения пришедшего к нему человека. Когда кто-то лишается чего-то, чтобы помочь кому-то другому, это является высшей любовью к человеку.

Интересно, что во время кропления человек, который был нечистым, становится чистым, тогда как очищающий его коэн становится нечистым. Согласно еврейским мудрецам, эта заповедь не имеет рационального объяснения.

Любавичский Ребе писал: «Эта заповедь учит нас тому, что мы должны быть готовы принести личные жертвы, помогая человеку  приблизиться к Богу, и что мы не можем перекладывать эту ответственность на других». Тора повелевает священнику лично помочь человеку, даже если это будет стоить ему временной нечистоты и невозможности входить в Святилище. Из этого мы можем научиться следующему: когда мы видим человека, испытывающего духовную нужду, и у нас есть возможность помочь, мы не должны перепоручать его кому-то другому, поскольку это наша забота — помочь ему в его духовном поиске даже ценой самопожертвования.

Раввин Кальман Паккоуз говорит, что человек, не желающий идти на любые жертвы для других людей, всегда найдет причины, почему для него слишком сложно сделать добрые дела для других.

Помощь другим требует времени, энергии и денег. Тем не менее, когда кто-то по-настоящему любит другого человека, он чувствует удовольствие от всех жертв для его блага. Чем больше ваша любовь к кому-то, тем большие жертвы вы готовы принести. Таким образом, о глубине вашей любви к ближнему скажут жертвы, на которые вы готовы ради него. Человек, который не желает идти на жертвы, показывает, что ему не хватает любви к другим.

Понимание хукат

Раввин Зеев Лефф говорит: «Мидраш (Коэлет Раба 7:23) рассказывает, что царь Шломо приложил особое усилие, чтобы понять причины заповеди о красной телице. В конце концов, он пришел к выводу, что еще далек от ее понимания. Пара адума осталась классическим примером хок (божественного закона), цель которого абсолютно ускользает от нас. Талмуд (трактат Санхедринн 21б) объясняет, что причины этой заповеди не открыты, поскольку при каждой попытке назвать причины, даже Шломо, мудрейший из всех людей, ошибался».

И раввин Ари Кан говорит: «Обряд с пеплом красной телицы – одна из самых непонятных заповедей. Он служит прообразом и примером заповеди хок, которая превосходит человеческое понимание. Не только потому, что этот обряд человеку трудно понять, но сама его причина — смерть — тоже лежит за пределами человеческого понимания». Раввины испытывают трудности в понимании причин некоторых законов, таких, как закон о пепле красной телицы. По нашему мнению это связано с тем, что большинство из таких законов относится к жертвам,  указывающим на Машиаха. Без знания этой связи мы не можем достичь глубокого понимания смысла этих зак-нов.

Теолог Рой Гейн пишет, что 19-я глава книги Чисел предписывает уникальную процедуру очищения, состоящую из двух частей:

1) Необычный ритуал за пределами лагеря – «жертвоприношение очищения», совершаемый священником. Сжигая красную телицу, он получал пепел для последующего использования.

2) Когда израильтянин нуждался в очищении, некоторая часть пепла смешивалась с водой, и священник кропил этой смесью.

Другой автор говорит: «Сынам Израилевым издревле заповедовалось приносить жертву за все собрание, чтобы очиститься от обрядового осквернения. Такой жертвой была красная телица, но она символизировала более совершенную жертву искупления от скверны греха. Эта жертва приносилась время от времени ради очищения всех тех, кто по необходимости или случайно прикоснулся к мертвому телу. Все, кто так или иначе соприкасался со смертью, считались нечистыми с обрядовой точки зрения. Это должно было надолго запечатлеть в умах евреев тот факт, что смерть стала следствием греха и потому является его представителем. Телица, ковчег, медный змей впечатляюще указывают на великую жертву Иешуа.

Телица должна быть красной, ибо этот цвет символизировал кровь. Она должна быть без пятна или порока и не работать под ярмом. Эти символы снова предвосхищали служение Иешуа и указывали на Него. Сын Божий пришел в этот мир добровольно, чтобы совершить дело искупления. Ему вовсе необязательно было надевать на Себя ярмо, ибо Он был независим и превыше всякого закона. Ангелы, посланники Бога, несли на себе иго всевозможных обязанностей, поэтому их личная жертва не могла искупить вину павшего человека. Один только Иешуа был свободен от требований закона и мог осуществить искупление грешного рода человеческого. Он имел власть отдать Свою жизнь, а затем опять принять ее. «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу» (Фили-пийцам 2:6). Однако это славное Существо возлюбило бедного грешника и приняло на Себя образ раба, чтобы пострадать и умереть ради человека.

Иешуа мог бы остаться одесную Отца Своего и носить Свой царский венец и  царскую  одежду. Но Он предпочел поменять все богатство, честь  и  славу  небес на человеческую бедность, и Свое высокое положение на небе на ужасы  Гефсимании  и унижения и муки Голгофы. Он стал Мужем скорбей, изведавшим болезни, чтобы Своим крещением в страданиях и крови очистить и искупить виновный мир. «Вот, иду, — выражает Он Свое добровольное и радостное согласие, — исполнить волю Твою, Боже» (Евреям 10:7). Жертвенную телицу выводили за стан и закалывали самым впечатляющим способом. Так и Иешуа пострадал вне врат Иерусалимских, ибо Голгофа находилась за городскими стенами. Обряд должен был продемонстрировать, что он умер не только за евреев, но и за все человечество. Он провозглашает падшему миру, что пришел стать Его Искупителем, и убеждает его принять спасение, которое Он ему предлагает.

После того как телицу закалывали самым торжественным образом, священник, одетый в чистые белые одежды, брал в руку кровь, струившуюся из тела жертвы, и семь раз кропил ею в сторону Храма. «Имея великого Священника над домом Божиим, да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистив сердца от порочной совести и омыв тело водою чистою» (Евреям 10:21, 22). Тушу телицы сжигали и превращали в пепел, указывавший на то, что жертва принесена целиком и ее вполне достаточно. Затем этот пепел собирал человек, неосквернившийся от прикосновения к умершему, и клал его в сосуд с водой, зачерпнутой им из текущей рядом речушки. Затем этот чистый во всех отношениях человек брал кедровое дерево, иссоп и нить из красной шерсти и кропил содержимым этого сосуда на шатер и собравшихся людей. Данная церемония повторялась несколько раз, чтобы как можно более тщательно совершить дело очищения, и вся эта процедура указывала на очищение от греха. Так и Иешуа, в Своей незапятнанной праведности, после пролития Своей драгоценной крови входит во Святое, чтобы очистить святилище, и там эта алая струя служит цели примирения Бога с человеком. Кто-то может смотреть на заклание телицы как на бессмысленный обряд, но он совершался по повелению Бога и имеет глубокий смысл, не потерявший своего значения и в наши дни» (Е. Уайт «Свидетельства», т. 4, стр. 121-122).

Ѓафтара дополнение из Пророков. Судей 11:1-23

В тексте Недельной главы повествуется о том, как Израиль пересек Негев и подошел к земле Эдома. Они обратились с просьбой к царю Эдомскому: «Позволь нам пройти землею твоею: мы не пойдем по полям и по виноградникам и не будем пить воды из колодезей [твоих]; но пойдем дорогою царскою, не своротим ни направо ни налево, доколе не перейдем пределов твоих» (Числа 20:17). Но он отказал: «Не проходи через меня, иначе я с мечом выступлю против тебя» (Числа 20:18). Израиль не стал настаивать, повернул назад и пошел в обход (Числа 21:4). То же самое произошло с аморреями (Числа 21:21-26). Однако на этот раз Израиль не принял отказ от аморреев и взял их землю и города.

История, описанная в ѓафтаре, произошла примерно триста лет спустя, во времена Иеффая Галаадитянина, сына блудницы (Судей 11:1). В это время «Аммонитяне пошли войною на Израиля» (11:4). Народ Израиля обратился к Иеффаю за помощью, и «пошел Иеффай со старейшинами Галаадскими, и народ поставил его над собою начальником и вождем, и Иеффай произнес все слова свои пред лицем Господа в Массифе. И послал Иеффай послов к царю аммонитскому сказать: что тебе до меня, что ты пришел ко мне воевать на земле моей?» (Судей 11:11-12).

Царь напомнил Иеффаю, что случилось за несколько веков до этого (11:26) и сделал вид, что хочет вернуть свою первоначальную территорию: «Израиль, когда шел из Египта, взял землю мою от Арнона до Иавока и Иордана; итак возврати мне ее с миром» (11:13). Тем не менее, Иеффай не принял эти претензии аммонитян. Это было невозможно, потому что земля была дана народу Израиля Самим Господом: «Итак Господь Бог Израилев изгнал аморрея от лица народа Своего Израиля, а ты хочешь взять его наследие?» (11:23).

На самом деле Иеффай спросил аморреев: противостоят ли они воле Всевышнего. Они не противились решению Бога в течение трехсот лет, и для того, чтобы они были в мире с Господом, лучшим решением было бы продолжение следования тем же путем. Однако «царь аммонитский не послушал слов Иеффая, с которыми он посылал к нему» (11:23).

Конечно, результатом этого противостояния стала победа Израиля. Для нас чрезвычайно  важно знать, действуем ли мы согласно воле Божьей или противимся ей. Победа в руках Всевышнего. Он даст ее нам, но только в том случае, если мы будем Ему послушны.

Писания Апостолов. Иоанна 3:14-20

В  Недельной  главе  мы  читаем о еще одном случае, когда народ Израиля роптал в пустыне. Они вновь испугались, что пришли в эту пустыню, чтобы умереть без еды и воды: «И говорил народ против Бога и против Моше: зачем вывели вы нас из Египта, чтоб умереть [нам] в пустыне, ибо [здесь] нет ни хлеба, ни воды, и душе нашей опротивела эта негодная пища» (Числа 21:5).

Следствием их сомнения и неверия является очередная катастрофа: «И послал Господь на народ ядови-тых змеев, которые жалили народ, и умерло множество народа из [сынов] Израилевых» (Числа 21:6). Народ Израиля понял свои ошибки, раскаялся и признался в своих грехах: «И пришел народ к Моше и сказал: согрешили мы, что говорили против Господа и против тебя; помолись Господу, чтоб Он уда-лил от нас змеев. И помолился Моше о народе» (Числа 21:7).

Как Бог отреагировал на покаяние Израиля? «И сказал Господь Моше: сделай себе змея и выставь его на знамя, и ужаленный, взглянув на него, останется жив. И сделал Моше медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив» (Числа 21:8,9). Этот опыт интересен тем, что в соответствии с рассказом апостола Иоанна, он имеет отношение к Машиаху. Бог хотел научить Свой народ, что можно преобразовать причину своих мучений и боли (змея) в источник исцеления, взирая на Бога, раскаиваясь и ища Его помощи.

Интересно отметить, что в Библии один и тот же символ может символизировать две противоположные силы. В 3-ей главе книги Бытие змей представляет дьявола, и в Чисел 21 он становится проклятием. Но затем, чтобы исцелиться, народ Божий должен был поднять глаза вверх и надеяться на спасение от Бога. В Писаниях Апостолов этот символический змий символизирует Машиаха, того, кто дает исцеление и истинную жизнь.

В этой известной главе раввин, член синедриона, приходит к Иешуа и задает ему важные и духовные вопросы. В своем ответе Иешуа четко указывает на змея, сделанного Моше: «И как Моше вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоанна 3:14, 15). Он тот, кто исцеляет  и  спасает.  Поэтому  Иешуа продолжает: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоанна 3:16).

Бог давал Своему народу замечательную пищу — манну, но она была им не по вкусу. Люди не понимали, что их преимущество в том, что они находятся в присутствии Божьем. Вот почему Бог показал им еще раз, что без Него они бы уже умерли в пустыне много лет назад. Змеи были одной из нескольких опасностей дикой пустыни. Но Бог использовал того же змея, чтобы исцелить их.

То же самое и с Иешуа: Бог так сильно возлюбил мир, что послал Машиаха, чтобы его спасти. Но человеку было трудно поверить, что приход Машиаха – это проявление любви Всевышнего: «Ибо не послал Бог С-на Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Иоанна 3:17). Единственное условие для того, чтобы быть принятым Бога – это принять Его великий дар: «Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия» (Иоанна 3:18).

Редактор Ричард Элофер

Перевод с английского Александры Обревко

Оставьте отзыв

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>