Недельная глава Пинхас — «Финеес». Числа 25:10-30:1

11.07.2014 ПЕРЕВОДЫ  Оставьте отзыв

Содержание Недельной главы

Пинхас, внук Аѓарона, пронзивший копьем Зимри, князя колена Шимона, и мадианитянскую принцессу Козби, тем самым отвратил гнев Всевышнего, получает «союз мира».

Бог повелевает Моше «преследовать мадианитян и разгромить их» за их попытку ввести еврейский народ в грех.

Моше и Элазар получают повеление пересчитать еврейский народ.

Тора перечисляет имена семейств в каждом колене. Общее число мужчин, имеющих право быть в войске, составило 601 730 человек.

Бог сообщает Моше порядок распределения земли в Эрец Исраэль между коленами; затем приводится численность колена Леви, которое не получает надела.

Дочери Цлофхада из колена Менаше просят Моше закрепить за ними отцовский надел ввиду отсутствия у них братьев. Моше обращается к Богу. Всевышний подтверждает, что претензии дочерей Цлофхада обоснованы, и сообщает порядок родственных предпочтений в еврейском законе о наследовании.

Затем Бог велит Моше взойти на го-ру и осмотреть издалека Страну Израиля, в которую ему не суждено войти. Моше просит Всевышнего назначить ему достойного преемника, нового лидера нации. Им становится Йеѓошуа бин Нун (Иисус Навин). В присутствии всех евреев Моше проводит церемонию «инаугурации» Йеѓошуа.

Раздел завершается указаниями о храмовых жертвоприношениях в субботу и праздники. По материалам toldot.ru

Пинхас

Недельная  глава Пинхас – одна из шести глав, названных по имени человека. Остальные пять — главы Ноах, Хаей Сара, Йитро, Корах, Балак. Не все эти люди были членами народа Израиля. Ноах, Сара, Йитро и Пинхас поступали по воле Бога, чего нельзя сказать о Корахе и Балаке.

Новый первосвященник

Пинхас  был сыном Элазара и внуком Аѓарона, первосвященника. В конце предыдущей Недельной главы рассказывалось о том, как Пинхас вступился за честь Всевышнего. Он убил князя из колена Шимона, согрешившего с мадианитянкой. В этой главе Бог вознаграждает Пинхаса за его поступок, который остановил язву, уничтожавшую еврейский народ. Убивая князя и мадианитянку, Пинхас рисковал своей жизнью, но в результате он остановил мор, унесший жизни 24 000 человек. В награду Бог дал ему «завет мира», оказав честь стать священником.

Священство (коѓанут) передается автоматически от отца к сыну, однако, хотя Пинхас был внуком Аѓарона, он не был коэном (священником). Потому что когда Бог дал священство Аѓарону и его сыновьям, Он постановил, что этот особый статус может передаваться только будущим поколениям. Это не распространяется на внуков Аѓарона, живших в то время. Так Пинхас не был священником, пока Всевышний не наградил его священством.

Любящий Израиля

«И сказал  Господь  Моше,  говоря: Пинхас, сын Элазара, сына Аѓарона священника, отвратил ярость Мою от сынов Израилевых, возревновав по Мне среди их, и Я не истребил сынов Израилевых в ревности Моей» (Числа 25:10-11). Почему Тора прослеживает генеалогию Пинхаса до его деда, Аѓарона? Раввин Хаим Шмулевич, бывший глава ешивы «Мир», отвечает, что только тот, кто истинно любил народ Божий, как Аѓарон, любивший мир и стремившийся к нему, мог действовать с такой ревностью.

Зимри дерзко и принародно совершил аморальный поступок с мадианитянкой, и в ответ Пинхас убил их обоих. Реакция Пинхаса может показаться жестокой и, возможно, была вызвана склонностью к насилию или личной ненавистью. Тем не менее, если человек истинно любит народ Всевышнего, как и Пинхас, мы можем быть уверены, что им движет исключительно большая любовь ко Всевышнему.

Завет мира

   Тора говорит: «Посему скажи: вот, Я даю ему Мой завет мира (шалом)» (Числа 25:12). Почему Всемогущий дает Пинхасу Свой завет мира после такого жестокого поступка? И почему священство названо тут этим заветом?

Мудрецы Израиля утверждают, что священство и мир связаны. Гилель  говорит: «Будьте учениками Аѓарона, лю-бящими мир и стремящимися к миру, любящими своих ближних и приближающими их к Торе». Мы видим, что любовь к миру и стремление к нему были характерны первосвященнику Аѓарону.

Бог делает Пин-хаса коэном, но при этом хочет ему сказать как лидеру народа: «Хотя бывают случаи, когда требуется применить  силу, ее следует использовать только в крайних случаях. Все остальное время стремление к миру – лучший и более правильный способ».

Раввин Яаков Менкен говорит о завете мира: «Мир действительно драгоценен, и нужно быть готовым пожертвовать своими правами и имуществом во имя мира, однако не жертвовать тем, что Бог называет правильным и добрым. Мир может быть достигнут только когда мы в мире с Богом».

Раввин Гирш пишет: «Если кто-то борется с теми, кто против Божественного Добра и Истины, он борется за Завет Мира».

То же самое относится к каждому из нас. Наше обычное состояние должно быть состоянием мира (шалом). Тем не менее, бывают случаи, когда правильно и даже необходимо быть агрессивным. Поскольку эта черта очень разрушительна, нужно быть весьма осторожным, чтобы она не стала частью нашего характера. Наше поведение формирует нас, и если мы продолжаем действовать определенным образом, это становится частью нашей личности.

  Есть опасность, что черта, которая часто бывает отрицательной и лишь иногда – положительной, в зависимости от обстоятельств будет использоваться отрицательно, если станет частью нашего характера. Поэтому Гилель утверждает, что все мы должны подражать благородному примеру Аѓарона, любя и стремясь к миру.

Священство и политическая власть

Израиль  называется  народом священства, однако существуют различные его уровни:

1) Народ как священство.

2) Священник, сын Аѓарона.

3) Малкицедек, обладавший более высоким уровнем священства и представляющий Мессию.

110-й Псалом прославляет Царя-Мессию: «Жезл силы Твоей пошлет Господь с Сиона: господствуй среди врагов Твоих» (Псалом 110:2). Бог дает ему право быть и священником: «Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Малкицедека. Гос-подь одесную Тебя. Он в день гнева Своего поразит царей» (Псалом 110:4-5)

 Мессия имеет более высокий уровень священства, потому что он является царем благодаря своему происхождению из рода Давида, но и потому, что ему было дано священство по чину Малкицедека.

Пинхас не мог стать священником, прежде чем умрет его отец Элазар. Давайте вспомним, как он получил власть и священство: «И снял Моше с Аѓарона одежды его, и облек в них Эллазара, сына его; и умер там Аѓарон на вершине горы. А Моше и Элазар сошли с горы» (Числа 20:28). Но Пинхас получил священство, в то время как его отец Элазар был еще жив. Действия Пинхаса по защите чести Всевышнего квалифицируются как служение Богу в Святом Храме. Но Элазар остался главой и князем своего колена. Бог очень осторожен в вопросах политической и религиозной власти и всегда разделяет их.

Воля Всевышнего в том, чтобы между государством и синагогой/церковью было разграничение: «И сделал Моше, как повелел ему Господь, и взял Иеѓошуа, и поставил его пред Элазром священником и пред всем обществом» (Числа 27:22). В этом тексте Иеѓошуа (Иисус Навин) представляет политическую власть, а Эллазар – религиозную. В истории народа Божьего были люди, которые одновременно были священниками и пророками, как Иеремия, священник из Аннафофа (Иеремия 1:1-2), один человек был и царем, и пророком,  как царь Давид, написавший часть Танаха (Библии). Но в истории есть только один человек, который одновременно был первосвященником, царем Салима и пророком, признанным Авраѓамом во время их встречи. Таким образом, он был иллюстрацией Иешуа Машиаха, который также был пророком, священником и царем, хотя и не был признан таковым во всей полноте во время жизни.

Он был пророком, находясь на земле, он стал первосвященником, взойдя на небо после своего воскресения от смерти, и сейчас совершает это служение в Небесном Святилище. В ближайшее время он станет царем: «Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему да-на власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его — владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится» (Даниила 7:13-14). Он будет Царем вечного Царствия, которое никогда не разрушится и которое называется в пророчествах Исаии и книги Откровения «новой землей и новым небом»: это Небесный Иерусалим.

Ѓафтара дополнение из Пророков. 2 Царств 18:46–19:21

Недельная глава говорит о Пинхасе, убившем Зимри и мадианитянскую принцессу Козби (Числа 25:14-15). Господь подарил ему за это «завет мира» (Числа 25:10-12).

Ѓафтара напоминает нам об истории Илии, который, также как и Пинхас, совершил важное дело, убив жрецов Ваала. Текст дополнения из пророков начинается так: «И была на Илии рука Господня. Он опоясал чресла свои и бежал пред Ахавом до самого Изрееля. И пересказал Ахав Иезавели всё, что сделал Илия, и то, что он убил всех пророков мечом» (3 Царств 18:46-19:1).

Однако вожди Израиля во времена Илии не были верны Богу. Царица хотела убить Илию: «И послала Иезавель посланца к Илии сказать: пусть то и то сделают мне боги, и еще больше сде-лают, если я завтра к этому времени не сделаю с твоею душею того, что [сде-лано] с душею каждого из них» (3 Царств 19:2).

Там не было Моше, который мог бы защитить Илию, и он боялся реакции Иезавели, жестокой царицы. «Увидев это, он встал и пошел, чтобы спасти жизнь свою, и пришел в Бээр-Шеву, которая в Иудее, и оставил отрока своего там. А сам отошел в пустыню на день пути и, придя, сел под можжевеловым кустом, и просил смерти себе и сказал: довольно уже, Господи; возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих» (2 Царств 19:3-4).

Илия был великим человеком. Он удостоился чести живым войти на небеса, однако он был человеком и поддался депрессии. «И лег и заснул под можжевеловым кустом. И вот, Ангел коснулся его и сказал ему: встань, ешь» (3 Царств 19:5).

Это большое ободрение для нас: Господь заботится о нас. Время от времени мы можем думать, что из всех людей только мы остались верны Богу. Илия тоже так думал, но Бог сказал ему, что есть еще 7 000 человек, которые остались верны Всевышнему.

Писания Апостолов. Матфея 9:36

Лидерство – один из важных вопросов в Недельной главе Пинхас. Моше попросил Всевышнего избрать хороших руководителей Его народа: «И сказал Моше Господу, говоря: да поставит Господь, Бог духов всякой плоти, над обществом сим человека, который выходил бы пред ними и который входил бы пред ними, который выводил бы их и который приводил бы их, чтобы не осталось общество Господне, как овцы, у которых нет пастыря» (Числа 27:15-17). Такую же заботу проявлял Иешуа во время своего служения на земле. Талмид (ученик) Мататьяѓу описал чувства Иешуа: «Видя толпы народа, Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря» (Матфея 9:36). Ричард Элофер пишет: «Я думаю, что у еврейского народа никогда не было лидера, который соответствовал бы описанию, произнесенному Моше в молитве.

Единственный лидер, который отвечает этому описанию, — это Иешуа. И даже если народ Израиля еще не знает об этом, в один прекрасный Иешуа будет признан им своим вождем».

Интересно, что в Недельной главе Всемогущий попросил Моше: «Возьми себе Иеѓошуа бин Нуна (Иисуса Навина), человека, в котором есть Дух, и возложи на него руку твою» (Числа 27:18). Имя Иеѓошуа означает «Бог спасет». Он был исполнен Руах Элоѓим (Духом Божьим). В Вавилонском Талмуде сказано: «Мессия — как написано: «И почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия»» (Трактат «Санхедрин» 93b). Талмуд приводит здесь мессианское пророчество из книги Исаии 11:2. Пророк говорит об особом лидере – Мессии, а позже слова Исаии произнесет сам Мессия: «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение и узникам открытие темницы» (Исаия 61:1). Дух Господень во всей полноте сошел на Иешуа после его погружения (обряда твила) в микве (ритуальном водоеме) — реке Иордан: «И, погрузившись в воду, Иешуа тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел [Иоанн] Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него» (Матфея 3:16).

Когда   Иешуа  вернулся  в  родной город Назарет, на субботнем служении в синагоге его пригласили читать текст ѓафтары.  В тот день это был текст Исаии 61:1: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем…» (Луки 4:18). После чтения Иешуа обратился к членам синагоги: «Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами» (Луки 4:21). Иешуа – истинный вождь Израиля, потомок Давида, который будет царствовать вовеки веков.

Редактор Ричард Элофер

Перевод с ангийского Александры Обревко

 

Оставьте отзыв

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>