Недельная глава Ницавим — «стоите». Второзаконие 29:9-30:20, Вайелех – «и пошел». Второзаконие 31:1-30

19.09.2014 ПЕРЕВОДЫ  Оставьте отзыв

Содержание Недельной главы Ницавим

В последний день своей жизни Моше собирает весь народ для заключительного напутствия. Союз с Богом заключен не только поколением пустыни, но и евреями всех будущих эпох.

Моше вновь предостерегает народ от увлечения идолами. Он знает, что даже отвращение к египетским «гнусностям» не помешает бней Исраэль экспериментировать с чужими философиями, толкающими к моральной распущенности.

Моше описывает разорение, которому подвергнется Страна Израиля в наказание за несоблюдение евреями Синайского договора. Потомки и чужеземцы удивятся ее бедствиям, тому, что «не засевается она и не растет… из нее ни одной травинки». Вывод будет очевиден: евреи изменили своему Защитнику, увлекшись идолами. Но Моше обещает, что со временем, после исполнения всех благословений и проклятий евреи раскаются. Как бы ни смешались они с другими народами, как бы ни ассимилировались, Бог вернет их в Эрец Исраэль. Моше напоминает евреям, что Тора не удалена от них — исполнение ее законов по плечу каждому человеку.

Раздел завершается ярким описанием нравственно-духовного выбора между жизнью и смертью. «Избери же жизнь», — заклинает пророк.

Содержание Недельной главы Вайелех

Завершая последний день в своей жизни, Моше обходит походный стан сынов Израиля, прощается и подбадривает их. Он обещает, что и после его смерти Бог не оставит евреев, поможет им разгромить врагов после перехода через Иордан. Призвав к себе своего преемника Йеошуа бин Нуна, Моше публично ободряет, напутствует его, укрепляя тем самым его авторитет в глазах людей. Далее он учит народ заповеди ак’эль: раз в семь лет, в первый день холь амоэд Суккот весь народ, включая маленьких детей, должен собраться перед Храмом, где царь будет читать им отрывки из книги Дварим (Второзаконие), в которых говорится о верности Богу и Его Завету, о награде за соблюдение законов Торы и карах за их нарушение.

Затем Бог велит Моше предстать перед ним вместе с Йеошуа в передвижном Храме, где новый лидер нации получает наставления. Бог знает, что, обустроившись в стране, евреи забудут Его и начнут поклоняться идолам. Тогда Бог совершенно «скроет Свое лицо», и евреям будет казаться, что они отданы на растерзание судьбе и некому защитить их от гонений.

Бог велит Моше и Йеошуа записать песнь Аазину как свидетельство, которое спасет сынов Израиля от падения в бездну грехов. Моше записывает песнь и учит ей евреев. Завершив написание свитка Торы, пророк велит левитам поместить его в Ковчег Завета в качестве вечного эталона, предотвращающего появление фальшивок. По материалам  toldot.ru

Каждый верующий участвует в Завете

Тора говорит: «Соблюдайте же слова завета сего и исполняйте их, чтобы вам иметь успех во всем, что ни будете делать. Все вы сегодня стоите пред лицем Господа Бога вашего, начальники колен ваших, старейшины ваши, надзиратели ваши, все Израильтяне, дети ваши, жены ваши и пришельцы твои, находящиеся в стане твоем, от секущего дрова твои до черпающего воду твою, чтобы вступить тебе в завет Господа Бога твоего и в клятвенный договор с Ним, который Господь Бог твой сегодня поставляет с тобою, дабы соделать тебя сегодня Его народом, и Ему быть тебе Богом, как Он говорил тебе и как клялся отцам твоим Авраѓаму, Ицхаку и Яакову. Не с вами только одними я поставляю сей завет и сей клятвенный договор, но как с теми, которые сегодня здесь с нами стоят пред лицем Господа Бога нашего, так и с теми, которых нет здесь с нами сегодня» (Второзаконие 29: 9-15) Раши приводит следующий комментарий: ««С теми, которых нет здесь с нами сегодня» означает также и будущие поколения». Вот что говорится в Мидраш Танхума, Ницавим: «Евреи считают, что все верующие настоящего и будущего присутствовали при заключении Завета. Вот почему каждый еврей так сильно ощущает свое еврейство и вовлеченность, читая эти тексты в Субботу перед Рош ѓаШана, даже через 3 500 лет после этого события. Концепция общины настолько сильна в еврейской традиции, что Рамбам пишет: «Тот, кто отделяет себя от общины, даже если не совершает преступления, а лишь отделяет себя от общества верующих, не исполняет заповеди с ними, не чувствует их боль, не постится, когда они переживают трагедии, но живет своей жизнью в своем собственном, индивидуальном режиме, как будто он не является частью народа, теряет часть в мире грядущем» («Законы покаяния» 3:11).

Призыв к покаянию Мы приближаемся к Рош ѓаШана и десяти дням молитв и раскаяния, которые завершает Йом Киппур (День Искупления). Крайне важно читать и размышлять над этой мицвой заповедью) Торы: «И обратишься к Господу Богу твоему и послушаешь гласа Его, как я заповедую тебе сегодня, ты и сыны твои от всего сердца твоего и от всей души твоей, — тогда Господь Бог твой возвратит пленных твоих и умилосердится над тобою, и опять соберет тебя от всех народов, между которыми рассеет тебя Господь Бог твой» (Второзаконие 30: 2-3). Об этом вновь говорится в 8-м стихе. Почему это упоминается снова? Прежде чем человек совершает тшуву (покаяние, возвращение к Всевышнему), исправляет свои ошибки в поступках и характере в соответствии с заповедями Торы, он не знает о многих вещах, которые делает неправильно. Возвращаясь на путь Торы, он узнает и о других вещах, которые должны быть исправлены. Следовательно, Тора повторяет свой призыв вернуться к Всевышнему, на этот раз с большей глубиной и масштабом. Всегда есть возможность для совершенствования наших действий и характера.

Чем заняться в день свого 120-летия?

Сегодня на Земле очень мало человек, достигших почтенного 120-летнего возраста, но давайте представим, что вам предстоит отметить свое 120-летие, и тело ваше еще полно сил. Что бы вы делали? Решили бы прыгнуть с парашютом? Могли бы, наконец, попробовать кое-какие запрещенные вещества или совершили аморальный поступок, который никогда не позволяли себе в жизни? Сидели бы и считали минуты до конца? Вы бы провели время со своими детьми, внуками, правнуками, праправнуками? Наняли бы съемочную группу, чтобы снять свой последний день на земле? Вы бы плакали в покаянии?

В конце книги Второзаконие Тора описывает последний день жизни Моше: «И пошел Моше, и говорил слова сии всем [сынам] Израиля, и сказал им….» (Второзаконие 31:1-2). Что сделал Моше в свой 120-й день рождения? Он ходил! Он двигался! Он рос. Он вдохновлял. Он учил. Он благословлял.

Раввин Паккоуз напоминает, что в дне 86 400 секунд, то есть 86 400 возможностей исполнить волю Божью в разуме, словах и поступках. Моше, знавший смысл жизни и ценивший каждую ее минуту, заполнил свой последний день действиями, насколько это было возможно. У него был еще один день для роста, и он использовал его по максимуму.

Преемник Моше

В Недельной главе Вайелех Моше готовится уйти. Он объявляет, что не будет дальше вести народ Израиля в Землю Обетованную, призывая Иеѓошуа взять на себя эту миссию после его ухода. Он укрепляет Иеѓошуа вдохновенными словами перед всем Израилем: «И призвал Моше Иеѓошуа и пред очами всех Израильтян сказал ему: будь тверд и мужествен, ибо ты войдешь с народом сим в землю, которую Господь клялся отцам его дать ему, и ты разделишь ее на уделы ему; Господь Сам пойдет пред тобою, Сам будет с тобою, не отступит от тебя и не оставит тебя, не бойся и не ужасайся» (Второзаконие 31:7-8).

Моше не испытывал чувства горечи, несмотря на то, что он должен бы завидовать Иеѓошуа. Комментарий Раши говорит: «Если бы Моше не согрешил в Недельной главе Хукат, ударив по скале, то он, а не Иеѓошуа исполнил бы свою мечту и вошел бы в Эрец Исраэль как вождь народа Израиля. На самом деле Моше передал свое лидерство Иеѓошуа с еще большим энтузиазмом, чем это было ему велено» (Раши, Бамидбар 27:23).

Тшува

Тора говорит: «И сказал Господь Моше: вот, ты почиешь с отцами твоими, и станет народ сей блудно ходить вслед чужих богов той земли, в которую он вступает, и оставит Меня, и нарушит завет Мой, который Я поставил с ним» (Второзаконие 31:16).

Моше пророчествует о том, как народ Божий забудет свой завет со Всевышним. Народ ощутит отсутствие Бога не по тому, что Бога с ним не будет, а потому, что его грехи скроют лицо Всевышнего, как сказал пророк: «Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице Его от вас, чтобы не слышать» (Исаия 59:2). Однако это можно изменить: пророки Израиля всегда утверждали благость Всевышнего и Его любовь к Своему народу. Бог ждет, когда Его народ совершит тшуву – покаяние.

Как понять тшуву? Ее можно сравнить с сожалением о совершении плохого поступка или с чувством вины за совершение чего-то неправильного. Но в иудаизме принято, чтобы тшува выражалась в устном исповедании. Раввин Зеев Лефф сказал, что Сефер ѓаХинух предлагает два объяснения преимущества устного исповедании.

Во-первых, произнесение слов покаяния создает ощущение беседы со второй стороны, которая, в свою очередь, дает человеку ощущение реальности присутствия Божьего, Его осведомленность о каждом нашем поступке, и необходимость в этой исповеди перед Всевышним. Чем больше человек осознает, что его грех был совершен пред очами Всевышнего, тем больше его стыд и сожаление. Во-вторых, устное исповедание усиливает процесс покаяния и имеет более длительный эффект. Кроме сожаления о прошлом тшува также требует решительности не повторять грех снова. Раввин Лефф добавляет, что Сефер Йерейим определяет еще одно измерение устного исповедания: моление об искуплении. Должно быть четкое признание серьезности вреда, нанесенного грехом, как с точки зрения вреда своей душе и отношений с Богом, так и с точки зрения вредного влияния на мир. Для этого нужно умолять Бога простить, исцелить и восстановить ущерб. Поэтому тшува — это возвращение верующего к его сущности, и разрушение барьеров, отделяющих его от Бога.

Господь не оставляет верующего, когда он грешит, скорее, верующий теряет контакт с Богом, пребывающим в нем посредством Руах Элоѓим (Духа Божьего). В книге Левит сказано: «Если он виновен в чем-нибудь из сих, и исповедается, в чем он согрешил» (5:5). И очищение в Йом Киппур должно также совершаться посредством исповедания: «И возложит Аѓарон обе руки свои на голову живого козла, и исповедает над ним все беззакония сынов Израилевых и все преступления их и все грехи их, и возложит их на голову козла, и отошлет с нарочным человеком в пустыню» (Левит 16:21). Исповедание принесет прощение и новые благословения: «Тогда признаются они в беззаконии своем и в беззаконии отцов своих… И Я вспомню завет Мой… Я не презрю ихи не возгнушаюсь ими до того, чтоб истребить их, чтоб разрушить завет Мой с ними, ибо Я Господь, Бог их… Вспомню для них завет с предками, которых вывел Я из земли Египетской пред глазами народов, чтоб быть их Богом. Я Господь» (Левит 26:40, 42, 44, 45).

Ѓафтара –– дополнене из Пророков. Исаия 61:10-63:9

Эта суббота — седьмая и последняя суббота после 9-го ава. Этот период называется «Семь недель утешения». Семь ѓафтарот между 9-м ава и Рош ѓаШана пророчат утешение и надежду Израилю и всему Божьему народу.

Ѓафтара. Это последний утешительный текст — ликование Израиля Божьему спасению: «Радостью буду радоваться о Господе, возвеселится душа моя о Боге моем; ибо Он облек меня в ризы спасения, одеждою правды одел меня, как на жениха возложил венец и, как невесту, украсил убранством» (Исаия 61:10). Этот чудесный текст подтверждает дар Божьего спасения, «ибо Он облек меня в ризы спасения». Эти ризы даны даром, и нет необходимости в платеже. Точно так же Бог готов дать нам «новую одежду» просто потому, что Он любит нас и жаждет нашего спасения.

Бог любит не только Израиль, но и все народы. Его любовь и праведность доступны для каждого народа. «Так Господь Бог проявит правду и славу пред всеми народами» (Исаии 61:11). Однако народы поймут и примут это благо, только если признают Божью любовь к Израилю: «Не умолкну ради Сиона, и ради Иерусалима не успокоюсь, доколе не взойдет, как свет,

правда его и спасение его — как горящий светильник. И увидят народы правду твою и все цари — славу твою, и назовут тебя новым именем, которое нарекут уста Господа» (Исаия 62:1, 2).

Мы читали в 54-й главе Исаии, что Господь оставил Израиль на какое-то время, но в этой главе мы читаем, что Он хочет снова сочетаться со Своим народом: «Не будут уже называть тебя `оставленным’, и землю твою не будут более называть `пустынею’, но будут называть тебя: `Мое благоволение к нему’, а землю твою — `замужнею’, ибо Господь благоволит к тебе, и земля твоя сочетается» (Исаия 62:4).

Даже земля Израиля вернется к нему: «и земля твоя сочетается». Что бы ни случилось, Израиль будет святым: «И назовут их народом святым, искупленным от Господа» (Исаии 62:12). Господь видит, что другие народы причиняют Израилю, каждое гонение записано на Небесах. «Во всякой скорби их Он не оставлял их, и Ангел лица Его спасал их; по любви Своей и благосердию Своему Он искупил их, взял и носил их во все дни древние» (Исаии 63:9). Какое замечательно обещание. Израиль убеждается в Божьей любви: Всвышний любит и простит его.

Писания Апостолов Луки 15:11-32

Выбранный в эту неделю текст из Писаний апостолов — это притча, рассказанная Иешуа. В ней много уроков, но мы сосредоточимся на тшуве, проиллюстрированной уходом и возвращением младшего сына.

Тшува — периодически повторяющаяся тема в Недельных главах Ницавим и Вайелех: «Если же отвратится сердце твое, и не будешь слушать, и заблудишь, и станешь поклоняться иным богам и будешь служить им, то я возвещаю вам сегодня, что вы погибнете… Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» (Второзаконие 30:17-19).

Эта притча — история о человеке, у которого было два сына. Однажды младший пришел к отцу со словами: «Отче! дай мне следующую [мне] часть имения. И [отец] разделил им имение» (Луки 15:12). Любящий отец соглашается поделиться своим имением с ним и молодой человек оставляет дом отца. Но жизнь его оказалась непростой: «Когда же он прожил ве, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему» (там же, стихи 14-16). Какое это унижение для еврея: пасти свиней и есть их корм! Тогда молодой человек задумался о своей прежней жизни в доме своего отца.

Думая об отце, он начинает процесс тешувы: «Придя же в себя» (там же, стих 17) — это первый шаг к тешуве. Никто не вернется к Богу без этой осознанности своего отношения к Богу и к ближнему.

Второй шаг — это изменить своѐ направление и вернуться к Богу: «Встану, пойду к отцу моему» (там же, стих 18).

Третий шаг — признать свои грехи: «И скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих» (там же, стихи 18,19).

Сын был готов принять любое решение отца по отношению к нему, он даже и не осознавал любовь своего отца. А тот каждый день ожидал возвращения сына: вот почему он стоял, смотря на дорогу, каждый день надеясь, что его сын вернѐтся. И именно поэтому, когда тот ещѐ был далеко от дома, отец увидел его и побежал навстречу к сыну, полный сострадания и любви: «И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его» (там же, стих 20).

Конечно же, сын признал свои грехи и всѐ то, что он сделал не так, но отец не укорял его ни в чѐм, а приказал слугам: «Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться» (там же, стихи 22-24).

Отец — это любящий Бог Израиля. Не смотря на то, что Израиль был неверен, Бог приглашает его вернуться и выбрать жизнь, а не смерть: «Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» (Второзаконие 30:19). Отец готов дать всѐ вернувшемуся блудному сыну: «одежду» — удаляя и пряча его бедственное состояние. «Перстень» напоминающий о завете: это то же самое кольцо, которое жених даѐт невесте на венчании. «Обувь» символизирует новый путь хождения с помощью отца. Принесение «теленка» в жертву символизирует искупление, полное прощение. Тшува доступна каждому из нас: признайте свои грехи и решите начать новую жизнь со Всевышним.

Редактор Ричард Элофер

Перевод с английского Александры Обревко

 

 

 

 

 

 

Оставьте отзыв

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>