Недельная глава Матот — «колена (Израиля)». Числа 30:2-32:42

18.07.2014 ПЕРЕВОДЫ  Оставьте отзыв

Содержание Недельной главы

Моше  объясняет  законы  обетов  и клятв, особенно, применительно к женщинам: когда их отец или муж имеет право отменить их клятву и когда не имеет.

Сыны Израиля начинают войну против мадианитян. Ополчение из 12-ти тысяч человек (по тысяче от каждого колена) громит врага, убивает пятерых мадиантских царей, всех мужчин и Бильама, пытавшегося ранее проклясть евреев (см. Недельную главу Балак). Моше порицает командиров за то, что они оставили в живых женщин, главных виновниц аморального поведения сынов Израиля.

После подсчета и распределения военных трофеев «начальники тысяч и сотен» сообщают Моше о полном отсутствии потерь среди воинов. В благодарность Богу они приносят в Шатер Откровения золотые изделия.

Колена Гада и Реувена просят разрешения остаться в Заиорданье, где есть обширные пастбища для их многочисленного скота. Вначале Моше отказывает им, боясь повторения греха разведчиков, но после того, как представители Гада и Реувена заверили пророка в своем твердом намерении вступить в Эрец Исраэль, активно участвовать в завоевательных войнах с хананеями и лишь потом вернуться на восточный берег Иордана, он соглашается. По материалам toldot.ru.

Пророчество Моше

Тора   говорит:  «Вот  что  повелел Господь…» (Числа 30:2). Раши комментирует, что в то время, как пророчество Моше описывается либо словами зэ ѓадавар (это слово) или ко амар ѓаШем (так говорит Всевышний), о пророчестве других пророков говорится только  посредством фразы ко амар ѓаШем (Числа 30:2) Мизрахи объясняет, что ко амар намекает на приблизительную передачу смысла, а зэ ѓадавар указывает, что передается именно то, что сказал Всевышний. Моше получил пророчество с абсолютным пониманием того, о чем говорил ему Всевышний. Вот почему пророчества Моше представлены фразой зэ ѓадавар.

Пророчество Моше уникально по двум причинам. Во-первых, он обладает совершенным пониманием сказанного Богом, а во-вторых, обладает способностью передавать информацию так, будто народ слышит ее непосредственно от Всевышнего. Эта концепция известна как «Божественное Присутствие говорит его устами». Вторая причина не только позволяет народу Израиля слышать полное и неискаженное наставление от Всевышнего, но и дает ему определенную близость со Всевышним, потому что Он Сам говорит с ними, а не через посредника.

Использование Моше выражения ко амар не означает более низкий уровень его восприятия пророчества, но что этой передаче пророчества народу не хватает интимности прямого общения со Всевышним. Большинство случаев, в которых Моше использует выражение ко амар встречаются при передаче вести Всевышнего к фараону. (Исход 10:3, 11:4 и т.д.) Поэтому вполне понятно, что не хватает этой близости. Единственным исключением является грех золотого тельца, когда Моше также использует фразу ко амар (Исход 32:27).

Недарим

Недельная глава Матот начинается с законов об обетах, называемых на иврите  недарим: «И   сказал Моше начальникам колен сынов Израилевых, говоря: вот что повелел Господь: если кто даст обет Господу, или поклянется клятвою, положив зарок на душу свою, то он не должен нарушать слова своего, но должен исполнить все, что вышло из уст его» (Числа 30:1-2). Закон об обетах также относится и к женщинам: «Если женщина даст обет Господу и положит [на себя] зарок в доме отца своего, в юности своей…» (Числа 30:3). Однако если человек дал обет, который ведет к нарушению заповеди Торы, ему запрещено его исполнять. Личный обет не может отменить заповедь Всевышнего: мы пообещали на горе Синай хранить и соблюдать все заповеди.

Раши дает комментарий относительно провозглашения обета: «Человек не должен искажать  свое слово… он не должен делать свои слова чем-то обыденным» (Раши на Числа 30:3). Здесь Тора повелевает нам не злоупотреблять этой властью, говоря глупости или произнося клятвы, которые мы позже нарушим.

Сила наших слов настолько велика, что Б-г говорит Своему народу: «Этот народ Я образовал для Себя; он будет возвещать славу Мою» (Исаия 43:21). В этом стихе определена цель Божьего народа.

Итак, сила речи обладает особыми свойствами. Это, в некотором смысле, наиболее Божественное и духовное из наших свойств. Раввин Шимон Бар Йохай подчеркнул важность наших слов и обетов: «Если бы я был на горе Синай в момент, когда Израилю была дана Тора, я бы потребовал, чтобы человек был создан с двумя ртами: одним – для Торы и молитвы и другим — для мирских дел. Но тогда я бы отказался и воскликнул, что если мы не можем не злословить и сплетничать (лашон ѓара) только одним ртом, то это тем более нам не удастся с двумя». (Иерусалимский Талмуд, трактат Берахот 1:2).

Быть благодарным

Всемогущий  повелел Моше, чтобы сыны Израиля отомстили за преступления, совершенные мадианитянами (совращение людей в запрещенные отношения и идолопоклонство). Действительно, Тора говорит нам: «И выделено из тысяч Израилевых, по тысяче из колена, двенадцать тысяч вооружен-ных на войну. И послал их Моше на войну, по тысяче из колена, их и Финееса, сына Елеазара, священника, на войну, и в руке его священные сосуды и трубы для тревоги. И пошли войною на Мадиама, как повелел Господь Мо-ше, и убили всех мужеского пола» (Числа 31:5-7). Мудрецы Израиля задают вопрос: «Если Бог повелел Мо-ше, почему он делегировал это поручение другим, а не пошел сам?»

Мидраш объясняет, что Моше жил среди мадианитянам около 40 лет и женился на Циппоре (Сепфоре), дочери мадианитянина Итро (Иофора). Хотя мадианитяне не проявляли особого рвения в помощи Моше, он испытывал чувство благодарности. Из-за этого чувства он не участвовал в битве вместе со своей армией. Если Моше был благодарен даже к потенциальным благодетелям, тем более мы должны быть благодарны тем, кто старается нам помогать.

Гнев Моше

Талмуд  (трактат Песахим 66б) сообщает, что Моше был наказан за свой гнев на воинов, не выполнивших его поручения относительно мадианитянских пленниках. Действительно, Тора говорит: «И прогневался Моше на военачальников, тысяченачальников и стоначальников, пришедших с войны» (Числа 31:14). Основываясь на этом стихе, Талмуд говорит, что если мудрый человек гневается, он забудет свои знания. В гневе Моше забыл законы, касающиеся предметов, захваченных у мадианитян. Поэтому Элиэзер вместо него передал воинам эти законы (стих 21). Раввин Зелиг Плискин говорит, что раввин Симха Зиссель Зив отметил, что упрек Моше был правильным.

Воины допустили ошибку и заслуживали порицания. Единственной ошибкой Моше было его чувство гнева. Даже тогда, когда человек должен упрекнуть кого-то, он должен сохранять спокойствие и быть осторожными, чтобы не гневаться (раввин Пакоуз).

Прежде всего – безопасность детей

В  Недельной  главе  Матот  Тора рассказывает, что у колен Реувена (Рувима) и Гада было большое множество скота. Они пришли к Моше и просили разрешения наследовать землю на восточной стороне реки Иордан, а не на другой стороне вместе с остальной частью народа Израиля: «И сказали: если мы нашли благоволение в глазах твоих, отдай землю сию рабам твоим во владение; не переводи нас чрез Иордан» (Числа 32:5). Моше упрекает их и очень возражает против идеи отделения от основного большого сообщества, поскольку отделение от своей духовной общины духовно разрушительно, и результатом может быть вечное отделение не только от общины, но и от Бога. Первым прототипом такого разделения служит отделение Лота от своего дяди Авраѓама: «И избрал себе Лот всю окрестность Иорданскую; и двинулся Лот к востоку. И отделились они друг от друга» (Бытие 13:11).

Поэтому Моше обратился к коленам Реувена и Гада: «Братья ваши пойдут на войну, а вы останетесь здесь? для чего вы отвращаете сердце сынов Израилевых от перехода в землю, которую дает им Господь?» (Числа 32:6-7) Моше напоминает им, что произошло,  когда  десять разведчиков вернулись в  лагерь  и  убедили  народ не  входить  в   Землю  Обетованную.

Это привело к тому, что они странствовали по пустыне лишних 38 лет.

Колена Реувена и Гада ответили: «Мы построим здесь овчие дворы для стад наших и города для детей наших, сами же мы первые вооружимся и пойдем пред сынами Израилевыми, доколе не приведем их в места их; а дети наши пусть останутся в укрепленных городах» (Числа 32:16-17). Они обещали сражаться вместе со своими братьями и вернуться в свою землю только после завоевания Ханаана. Моше был удовлетворен таким ответом. Он сказал им: «Если вы это сделаете, если вооруженные пойдете на войну пред Господом, и пойдет каждый из вас вооруженный за Иордан пред Господом, доколе не истребит Он врагов Своих пред Собою, и покорена будет земля пред Господом, то после возвратитесь и будете неповинны пред Господом и пред Израилем, и будет земля сия у вас во владении пред Господом» (Числа 32:20-22).

Тем не менее, в своем ответе Моше меняет их приоритеты, говоря: «Стройте себе города для детей ваших и дворы для овец ваших и делайте, что произнесено устами вашими» (Числа 32:24). Представитель колен Реувена и Гада сказал Моше: «Мы построим здесь овчие дворы для стад наших и города для детей наших». Сначала они упомянули, что позаботятся о скоте, а затем – о детях. Еврейские мудрецы говорят, что Моше запретил народу ставить заботу о скоте выше заботы о детях. Таким образом, он указал им надлежащий порядок приоритетов. Как и любой части Торы, здесь содержится важный урок, особенно в наше время, когда большое внимание уделяется материальным благам и успеху, иногда за счет наших детей. Урок заключается в том, что мы должны уделять гораздо больше внимания защите наших детей. Финансовый и социальный успех может быть необходимо, но они должны быть только вторичным по отношению к духовному, моральному и эмоциональному благополучию наших детей.

Ѓафтара дополнение из Пророков. Иеремия 1:1-2:3

По  еврейскому календарю  сейчас месяц тамуз, и очень скоро начнется месяц ав, включающий пост 9-го ава (тиша беав). Это грустный месяц для еврейского народа, потому что многие бедствия в его истории произошли именно в месяц ав.

Недельная глава связана с катастрофой разрушения Иерусалима. Сначала ѓафтара говорит о призвании Иере-мии, «сына Хелкиина, из священников в Анафофе, в земле Вениаминовой» (Иеремия 1:1), который не нес служения в Храме и неожиданно был призван пророчествовать: «Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя» (Иеремия 1:5). Вначале он боялся принять это поручение: «А я сказал: о, Господи Боже! я не умею говорить, ибо я еще молод» (Иеремия 1:6), но когда Бог призывает, кто может отказаться?

Бог посылает Иеремии видения: «И было слово Господне ко мне: что видишь ты, Иеремия? Я сказал: вижу жезл миндального дерева. Господь сказал мне: ты верно видишь; ибо Я бодрствую над словом Моим, чтоб оно скоро исполнилось. И было слово Господне ко мне в другой раз: что видишь ты? Я сказал: вижу поддуваемый ветром кипящий котел, и лицо его со стороны севера. И сказал мне Господь: от севера откроется бедствие на всех обитателей сей земли» (Иеремия 1:11-14).

Идея ясна: если ничего не изменится, грядут великие бедствия. Господь ожидает возвращения (обращения) к Нему народа Израиля, его покаяния. Он призывает народы прийти к воротам Иерусалима (месту суда): «И придут они, и поставят каждый престол свой при входе в ворота Иерусалима, и вокруг всех стен его, и во всех городах Иудейских» (Иеремия 1:15). Однако эта весть не популярна: народ хотел услышать хорошие, а не плохие  новости. Бог говорит Иеремии, что Его пророчества не будут пользоваться успехом, что его жизнь будет сложна, что народ не будет слушать его слов. «Они будут ратовать против тебя, но не превозмогут тебя; ибо Я с тобою, говорит Господь, чтобы избавлять тебя» (Иеремия 1:19).

Во второй главе Бог объявляет о разрушении священного города Иерусалима: «Я вспоминаю о дружестве юности твоей, о любви твоей, когда ты была невестою, когда последовала за Мною в пустыню, в землю незасеянную. Израиль [был] святынею Господа, начатком плодов Его; все поедавшие его были осуждаемы, бедствие их настигнет, говорит Господь» (Иеремия 2:3). Для Бога важен не столько город и камни, как люди, живущие в нем. Израиль любим Богом, Всевышний считает его своей святыней!

Писания Апостолов. Матфея 5:33-37

Эта Недельная глава учит нас значимости и последствиям произносимых нами слов. Третья заповедь говорит: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» (Исход 20:7). Это относится ко всему, что мы говорим. Речь – это очень мощный инструмент. Фактически Вселенная была сотворена с помощью слова Всевышнего (Быт. 1:1 и Иоанна 1:1-3). Эти Божьи изречения никоим образом не связаны с нашей формы речи. Тем не менее, факт, что Тора рассказывает о том, как мир был создан «Словом» Бога, говорит нам, насколько важны слова, что они обладают силой созидать и разрушать.

Вот почему Иешуа сказал: «Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» (Матфея 5:37). Мы должны осторожно выбирать слова и избегать использовать слово «клянусь», даже если мы на сто процентов уверены в том, в чем клянемся. Как часто люди используют это слово, даже не думая о том, правда ли то, в чем они клянутся.

В этом тексте Евангелия от Матфея Иешуа использует очень еврейский способ обучения, даже более того – фарисейский. Как известно, ѓалаха (законы, регулирующие повседневную жизни верующих иудеев) полна толкованиями Закона, которые служат оградой, помогающей евреям быть верными Торе. В Пятикнижии сказано: «Не вари козленка в молоке матери его» (Исход 23:19), но ѓалаха говорит: «Вообще не вари мясо с молоком».

Перефразируя слова Иешуа, мы можем сформулировать это так: «Вы слышали, что сказано древними: «Не вари козленка в молоке матери его»? Но мы говорим вам: «Вообще не варите мясо с молоком»». Иешуа на самом деле говорит: «Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя» (Матфея 5:33-35). Это «новое» учение Иешуа на самом деле не ново, это именно то, что еврейская традиция говорит об обетах и клятвах.

Поэтому, принимая на себя обязательство, многие евреи используют термин бли недер,  означающий «без обета», потому даже руководствуясь самыми лучшими намерениями, никто не знает, будет ли он в состоянии выполнить свои обязательства.

Мидраш приводит следующий пример относительности осторожности в словах: «Царь Яннай правил над двумя тысячами городов. Однако все они были разрушены, потому что их жители привыкли клясться, даже в истине. Как же так? Человек говорил своему другу: «Я клянусь, что пойду и съем это и это в том месте. Я клянусь, что буду пить это и это в том месте». Тогда они поступали именно так, как поклялись. Они были наказаны, хотя и не клялись ложно».

Мидраш заключает: «Если наказание тех, кто клялся правдиво, было таким жестоким, то тем более нужно быть осторожным и не клясться ложно». Подтверждение этой истины мы находим у Яакова, одного из учеников Иешуа: «Прежде же всего, братия мои, не клянитесь ни небом, ни землею, и никакою другою клятвою, но да будет у вас: „да, да » и „нет, нет «, дабы вам не подпасть осуждению» (Яаков 5:12).

 Редактор Ричард Элофер

Перевод с английского Александры Обревко

Оставьте отзыв

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>