Недельная глава Масэй — «путешествие». Числа 33:1-36:13

25.07.2014 ПЕРЕВОДЫ  Оставьте отзыв

Содержание Недельной главы

Тора  перечисляет  все  42 стоянки бней Исраэль (сынов Израилевых) за их 40-летнее путешествие от Исхода из Египта до пересечения реки Иордан и вхождения в Эрец Исраэль (Землю Израиля).

Бог повелевает Израилю изгнать хананеев из Эрец Исраэль и полностью уничтожить все следы их идолопоклон-ства. Он предупреждает, что, если евреи полностью не истребят хананеев, те будут «тернами для глаз и иглами для боков».

Определяются границы Земли Израиля. Коленам заповедано выделить 48 городов для левитов, не получивших наследный удел при распределении земли. Должны быть созданы города- убежища, в которых может укрыться человек, непреднамеренно убивший ближнего.

Дочери Целофхада (Салпаада) выходят замуж за членов своего колена, поэтому их земельный удел останется во владении их колена. Так заканчивается Книга Бемидбар – Числа, четвертая книга Торы.

Духовное путешествие

Недельная глава  Масэй  завершает четвертую книгу Торы Бемидбар (Числа).

Еврейские мудрецы учат, что не только содержимое этой главы, но и ее название содержит урок. В ней Тора перечисляет все 42 места, в которых останавливался еврейский народ во время своего сорокалетнего странствования по пустыне.

Основной акцент делается на местах «отдыха» и событиях, произошедших в некоторых из этих мест. Тем не менее, глава называется Масэй, что означает тот факт, что «они путешествовали», а не «они остановились на стоянку».

Баал Шем Тов объясняет, что 42 остановки еврейского народа от Исхода до вхождения в Землю Обетован-ную представляют путешествие и места отдыха, которые имеются в жизни каждого верующего.

Название Масэй учит главной цели нашего жизненного пути. Верующий должен не удовлетворяться сегодняшними достижениями, но всегда стремиться к высшей цели. Вместо того, чтобы сосредоточиться на наших достижениях и местах отдыха, мы должны постоянно стремиться идти вперед. Даже «остановки» и «места отдыха» даны в жизни для того, чтобы набраться сил для продолжения путешествия вперед и постоянно возрастать в нашем духовном путешествии по жизни.

Города-убежища

Тора говорит: «Из городов, которые вы дадите левитам, [будут] шесть городов для убежища, в которые вы позволите убегать убийце; и сверх их дайте сорок два города» (Числа 35:6). Тора предписывает создание городов для убежища. Те, кто по неосторожности убили человека, могли укрыться в одном из этих городов и избежать мстителя за кровь из семьи жертвы. Господь дал Своему народу еще одно свидетельство Его заботы и нежного сострадания к несчастным и заблудшим.

Господь выбрала в качестве городов-убежищ города, принадлежавшие левитам. Почему?  Когда кто-то убивает, он не просто убивает человека: он убивает сына, брата, сестру, отца, мать. Убийство редко не влияет на членов семьи убитого и общество.

Родственники испытывают сильное негодование на убийцу родного им человека. Однако у левитов нет такой реакции. Так как устройство таких городов, в которые убийца по неволе мог убежать, было Божьей волей, левиты готовы были принять такого человека в свою общину без гнева, даже если они были как-то связаны с умершим. Их духовный уровень был таким, что они полностью подчиняли свои чувства воле Всевышнего. Человек – не животное. Быть человеком означает быть в состоянии подчинять наши инстинктивные чувства нашей воле.

«Города-убежища были размещены так, что из любого конца страны к ним можно было добраться за полдня пути. Дороги, ведшие к ним, надлежало всегда содержать в полном порядке. На всем их протяжении должны были стоять столбы, к которым прикреплялись таблички с простой и четкой надписью: «Убежище», чтобы беглецу легче было ориентироваться, не теряя даром времени.

Всякий человек, будь он еврей, пришелец или временный житель, мог воспользоваться этим правом. При таких мерах предосторожности невинный избавлялся от мгновенного отмщения, а настоящий виновник не мог избежать заслуженного наказания. Дело беженца беспристрастно рассматривалось начальниками, и только тогда, когда его невиновность и непреднамеренность убийства станавливались, ему следовало предоставить защиту в городе-убежище. Виновного же следовало отдать в руки мстителя» (Е. Уайт «Патриархи и пророки», с. 515-516).

Талмуд говорит, что на каждом берегу Иордана существовали две параллельные линии из трех городов-убежищ, тянущиеся с севера на юг. Три города с каждой стороны были разделены таким образом, что каждый из них был на одинаковом расстоянии от другого, а также от границ, разделяющих Землю Израиля на равные четверти с севера на юг.

Один из ранних комментаторов Рамбан (Нахманид), сказал, что умышленные убийцы также бежали в эти города, чтобы обеспечить свою безопасность и этим побегом показать, будто убили случайно и без умысла. Поскольку выяснение обстоятельств убийства требовало времени, требовалось больше городов, где проживали убийцы.

«Все, получившие право оставаться в городе, могли пользоваться защитой только при условии нахождения в его пределах. Если же кто-либо выходил за предписанные границы и на него нападал мститель, то он расплачивался своей жизнью за пренебрежительное отношение к мерам Божьим. После смерти первосвященника все, нашедшие убежище в этих городах, могли вернуться к себе домой.

На суде обвиняемого в убийстве не судили по показаниям единственного свидетеля, даже если они выглядели неопровержимыми. Повеление Божье гласило: «Если кто убьет человека, то убийцу должно убить по словам свидетелей; но одного свидетеля недостаточно, чтобы осудить на смерть» (Чис-ла 35:30). Это Машиах дал Моше такие повеления для Израиля, и впоследствии, находясь со Своими учениками на земле и наставляя их, как обращаться с согрешившими, Великий Учитель вновь повторил, что свидетельства одного человека недостаточно для оправдания или осуждения. Мнения или взгляды одного человека не должны разрешать спорных вопросов. Во всех таких делах необходимо два или больше свидетелей, которые вместе должны нести ответственность, «дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово» (Матфея 18:16).

Если виновный заслуживал смерти, то никакое возмещение или выкуп не могли спасти его. «Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека» (Бытие 9:6). «И не берите выкупа за душу убийцы, который повинен смерти, но его должно предать смерти» (Числа 35:31). Человеческая жизнь, которую только Бог может дать, должна свято оберегаться» (Е. Уайт «Патриархи и пророки», с. 515-516).

Живя в мире, где не только уличные преступники, но и руководители компаний занимаются воровством, мы можем быть искушаемы «позаимствовать» то, что нам не принадлежит. И мы не можем обманывать себя, думая, что мы можем смотреть на тысячи убийств в год по телевизору и в кино, и останемся столь же посвященными святой жизни.

Действительно, окружающая среда влияет на нас. Наша обязанность — построить иную среду, максимально удалить из нашей жизни ядовитые влияния и окружить себя образцами для подражания, друзей и всего, что способствует любви, жизни и святости.

Любовь Аѓарона

   Новый месяц еврейского календаря — ав — начинается в понедельник 28-го июля. Первый день нового месяца называется рош ходеш. В этой Недельной главе мы читаем о смерти первосвященника Аѓарона. Он умер в первый день  (новомесячье) пятого месяца, или месяца ава. Поэтому не случайно, что в день его смерти мы читаем об этом в Торе: «И взошел Аѓарон священник на гору Ор по повелению Господню и умер там в сороковой год по исшествии сынов Израилевых из земли Египетской, в пятый месяц, в первый день месяца; Аѓарон был ста двадцати трех лет, когда умер на горе Ор» (Числа 33:38-39).

Талмуд в трактате Пиркей Авот говорит об Аѓароне: «Будь учеником Аѓарона – люби мир и стремись к миру, люби людей и приближай их к Торе».

Отображение этих черт характера Аѓарона в нашей жизни особенно важно в это время года. Месяц ав занимает особое место в еврейском календаре, потому что девятого ава, что на иврите называется тиша беав, еврейский народ постится. Это день воспоминания о разрушении и страдании. Евреи вспоминают о разрушении двух Иерусалимских Храмов и размышляют о причинах их разрушения.

Первый Храм, который был построен царем Шломо (Соломоном), стоял 410 лет, и, согласно еврейскому летоисчислению, был уничтожен 9-го ава 3338-го года Навуходоносором, царем Вавилона. Второй Храм стоял 420 лет и был разрушен 9-го ава 3829-го года. Хотя оба Храма были разрушены 9 Ава, еврейские мудрецы проводят важное различие между грехами, приведшими к разрушению Первого и Второго Храмов. Первый Храм был разрушен из-за греха идолопоклонства Израиля. Грех, вызвавший разрушение Второго Храма – синат хинам – беспричинная ненависть среди еврейского народа. Эта ненависть была настолько сильна, что Израиль не увидел, что живет во время откровения Машиаха.

Это драматическое событие истории показывает нам, насколько важна мицва (заповедь) аѓават Исраэль — Любовь к народу Израиля. Иешуа сказал: «Заповедь новую даю вам,  да  любите друг друга;  как Я воз-

любил   вас, [так] и вы да любите друг друга» (Йоханан 13:34). Это было главным качеством Аѓарона, поэтому Талмуде упоминает его как пример любви. Будем же и мы учениками Аѓарона, любить мир и стремиться к миру, любить людей и приближать их к Торе.

Ѓафтара дополнение из Пророков. Иеремия 2:4-3:4

День  разрушения обоих  Иерусалимских Храмов, 9-го ава, в этом году будет отмечаться 5-го августа. Оба Храма были разрушены в один и тот же день, но с разницей 490 лет.

Поскольку в эти дни еврейский народ объединяется в посте и молитве в воспоминание о   разрушении Храмов, он продолжает ѓафтару из книги пророка Иеремии, где указаны причины разрушения.

Дополнение из пророков содержит призыв к дому Израиля: «Выслушайте слово Господне, дом Яакова и все ро-ды дома Израилева!» (Иеремия 2:4). Господь описывает духовное положение Израиля: «Так говорит Господь: какую неправду нашли во Мне отцы ваши, что удалились от Меня и пошли за суетою, и осуетились» (Иеремия 2:5). Господь был счастлив благословить Израиль, вывести его из Египта и дать прекрасную страну, полную молока и меда. Однако, придя в Землю Обетованную, они забыли о Боге. Всевышний говорит через Иеремию, что они «не сказали: `где Господь, Который вывел нас из земли Египетской, вел нас по пустыне, по земле пустой и необитаемой, по земле сухой, по земле тени смертной, по которой никто не ходил и где не обитал человек?’»

(Иеремия 2:6). Даже священники и учители Закона не пытались искать Бога: «Священники не говорили: `где Господь?’, и учители закона не знали Меня, и пастыри отпали от Меня, и пророки пророчествовали во имя Ваала и ходили во след тех, которые не помогают» (Иеремия 2:8). Еще хуже то, что Израиль не хочет видеть своего реального положения: «(Ты) говоришь: `так как я невинна, то верно гнев Его отвратится от меня’. Вот, Я буду судиться с тобою за то, что говоришь: `я не согрешила’» (Иеремия 2:35).

К сожалению, сегодня ситуация не изменилась. Когда мы слышим, как современные учители Израиля говорят о бессмертии души или реинкарнации, они учат греческим и индийским доктринам вместо того, что написано в Танахе, — ситуация такая же, как у древнего Израиля. Они ходят к современным Ваалам и Астартам за советом, вместо того чтобы идти к Богу. Но Всевышний благ. Он любит свой народ и всегда призывает верных Своих раскаяться и вернуться к Нему: «А ты со многими любовниками блудодействовала, — и однако же возвратись ко Мне, говорит Господь.» (Иеремия 3:1). О, да, Господь — супруг Израиля, Он призывает свою возлюбленную вернуться к Нему!

Писания Апостолов. Матфея 18:15-17

В Недельной  главе Масэй Бог говорит через Моше, что никто не может быть осужден по свидетельству одного из очевидцев (Числа 35:30). Этот принцип подтвердил Иешуа ѓа-Машиах. Говоря о своем движении, Иешуа бен Йосеф сказал: «…дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово…» (Матфея 18:16). Учение Иешуа говорит об отношениях между членами его движения. Иешуа был очень внимателен к поведению своих учеников, он всегда учил аѓават Исраэль — любви к своим ближним: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, [так] и вы да любите друг друга.  По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Иоанна 13:34-35). Поэтому для Иешуа очень важно сохранить хорошие отношения среди своих учеников, членов его движения. Именно в этом контексте он сказал: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним» (Матфея 18:15). Если существует проблема в отношениях, если есть непонимание между членами кеѓилы (собрания), они должны решаться между людьми, находящимися в конфликте. Здесь нет необходимости в посредниках. Если я знаю или думаю, что мой брат поступил неправильно по отношению ко мне, я должен лично прийти к нему и решить проблему лично с ним. Тем не менее, есть некоторые случаи, когда конфликт решить невозможно. Иногда кто-то может оказаться в ситуации греха и не захочет признавать его. В этих случаях мы должны поговорить с ближним и помочь ему увидеть его ситуацию.

Вот почему Иешуа добавляет: «…если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего, если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово» (Матфея 18:15-16). Человек не может быть осужден по слову только одного свидетеля. Это принцип Торы, подтвержденный Иешуа бен Йосефом. Но он идет дальше, завершая свое учение словами: «…если же не послушает их, скажи кеѓиле (общине); а если и кеѓилы не послушает, то да будет он тебе, как гой (язычник) и мытарь» (Матфея 18:17).

Если мы не знаем контекст учения Иешуа, это предложение может быть понято неправильно. Иешуа не ведет себя по отношению к гоим (язычникам) как фарисеи и лидеры его времени. Он пришел с новой миссией: проповедовать благую весть о Боге всем народам (Матфея 28:19), что означает всем гоим. Таким образом, когда Иешуа говорит: «да будет он тебе, как гой», это означает, что у вас есть новое задание. Оно заключается в том, чтобы относиться к этому человеку как к одному из народов, которые нужно приобрести для Царства Божьего. Наша задача – снова проповедовать ему весть Иешуа, чтобы помочь ему понять то, чего он не понимает, и что приводит его к текущей ситуации. Фактически отношение «да будет он тебе, как гой» является проявлением любви, руководствуясь которой, мы убеждаем этого человека, что Иешуа любит его и желает спасти.

 Редактор Ричард Элофер

Перевод с английского Алекандры Обревко

Оставьте отзыв

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>