Недельная глава Корах (Корей). Числа 16:1-18:32

20.06.2014 ПЕРЕВОДЫ  Оставьте отзыв

Содержание Недельной главы

Корах, Датан, Авирам и 250 вождей Израиля восстали против власти Моше и Аѓарона. Восстание было подавлено после того, как земля разверзлась и п-глотила семьи Кораха и его сообщников.

Многие, поддержавшие Кораха, хотели отомстить Моше, но в их рядах начался мор, и лишь благодаря заступничеству Моше и Аѓарона Бог прекратил язву, унесшую жизни 14 700 человек.

Желая положить конец гибельной борьбе за власть, Всевышний велит поместить в Мишкане (Святилище) посохи с именами колен. Наутро посох колена Леви, на котором было начертано имя Аѓарона, расцвел и дал урожай миндаля. Этим чудом Бог подтвердил, что левиты избраны Им для служения, и Аѓарон, представитель этого колена, по праву является основателем династии коэнов.

Далее перечислены обязанности коэнов и левитов. Левиты не могут владеть землей, и другие колена должны обеспечивать их материальные нужды за счет десятин и других отчислений.

В конце раздела приведены законы первых плодов урожая, выкупа первенцев и других приношений.

Восстание Кораха

Hедельная  глава начинается с рассказа о восстании Кораха, который был членом колена Левия и двоюродным братом Моше и Аѓарона. Завидуя руководству своих братьев, Корах собрал 250 человек, и они вместе восстали против Моше и Аѓарона.

Корах сказал им: «Полно вам; все общество, все святы, и среди их Господь! почему же вы ставите себя выше народа Господня?» (Числа 16:3). Моше предупредил Кораха, что его бунт не против него и Аѓарона, но против Бога.

Когда Корах не раскаялся, Моше повелел всем отойти от Кораха и его дома. И вот что произошло: «И разверзла земля уста свои, и поглотила их и домы их, и всех людей Кораха и все имущество; и сошли они со всем, что принадлежало им, живые в преисподнюю, и покрыла их земля, и погибли они из среды общества» (Числа 16:32-33). Корах и зачинщики восстания были поглощены землей. Остальные, которые поддержали Кораха, были сожжены огнем, посланным Богом. Сыновья Кораха не умерли, потому что раскаялись в самый последний момент. Тем не менее, Тора говорит, что в результате восстания от Божьего наказания умерло 14 700 человек.

Восстание Кораха дает нам два урока. Первый: человек должен стараться всячески избегать вовлечения в ссоры. Еврейские мудрецы постановили, что участие в ссорах и разногласиях, подобно Кораху является грехом.

Еще одним важным уроком является значение доброго соседа, и что следует избегать соседства с человеком, который может оказать негативное влияние. Интересно, что из всех 12-ти колен Корах смог повлиять только на 250 человек из колена Рувима. Мудрецы Талмуда объясняют, что колено Рувима соседствовало с Корахом, и в результате попало под его негативное влияние.

Богатство Кораха

Корах  был  членом  колена Левия и двоюродным братом Моше и Аѓарона. Согласно еврейским мудрецам он был одним из самых богатых людей, когда-либо живших. Раввин Хама, сын ребе Ханина говорит, что сокровище, спрятанное в Египте Йосефом, было открыто Кораху в конце времени рабства (Вавилонский Талмуд, трактат «Песахим» 119а).

Корах использовал свое богатство, чтобы получить власть и как аргумент против Моше и Аѓарона, которых Бог назначил руководителями еврейского народа. Корах не был доволен своим уделом и забыл, что всем, что ему принадлежало, он был обязан Богу.

Царь Шломо (Соломон) в книге Коэлет говорит: «Кто любит богатство, тому нет пользы от того» (Екклессиаст 5:10). Мудрецы говорят, что это относится к богатству Кораха, который в конце концов потерял все, потому что использовал свое богатство в неправильных целях.

Есть богатство, которое приносит почет своему владельцу, а есть богатство, как в рассказе о Корахе, которое приносит разрушение и нищету. Для того, что богатство принесло почет и добро, следует признать, что оно приходит от Бога. Когда человек осознает это, он станет использовать свое богатство по воле Господа. Отдавая часть своего состояния на благотворительность, человек выражает свою благодарность Богу за то, что Всевышний благословил его богатством.

Зависть Кораха

Корах был завистлив, и когда Моше не дал ему никакого руководящего служения, тот восстал против Моше и Аѓарона.

Залман Морозов утверждает, что Тора – это не книга рассказов, но живое руководство, говорящее о том, как нам жить. Это следует из самого слова «Тора» — «Учение и руководство». Учение Торы следует применять постоянно.

Это особенно верно в отношении урока, который мы должны извлечь урока, который мы должны извлечь из истории о Корахе. Рабби Элиэзер говорит в 4-й главе книги «Пиркей Авот»:  «Зависть, похоть и погоня за славой удаляют человека из мира».

В Талмуде говорится, что человек должен быть осторожным, чтобы не посягать на то, что ему не принадлежат (не желать и не завидовать), «ибо Корах желал того, что ему не принадлежало. В результате он не только не получил того, чего желал, но и потерял то, что уже имел!»

Зависть и ревность – одни из худших человеческих качеств. Тем не менее, мудрецы Талмуда говорят, что есть созидающая ревность. Они называют ее «ревностью среди ученых», которая «приносит дополнительную мудрость».

Когда ревность касается духовных вопросов (Тора, знания и т.д.) и в результате приводит человека в движение, побуждает его стремиться выше и достичь большего, она конструктивна. Этот вид зависти и ревности поощряется нашими мудрецами. Но когда зависть касается таких вещей как богатство, личная слава и т.д., она разрушительна «удаляет человека из мира», лишает жизни, как мы видим из истории Кораха.

Фимиам

Как Моше отреагировал на восстание Кораха? Он предложил испытание. «Завтра покажет Господь, кто Его, и кто свят, чтобы приблизить его к Себе; и кого Он изберет, того и приблизит к Себе; вот что сделайте: Корах и все сообщники его возьмите себе кадильницы и завтра положите в них огня и всыпьте в них курения пред Господом; и кого изберет Господь, тот и будет свят» (Числа 16:4-7).

На другой день Корах и его последователи должны были подойти к Мишкану для совершения ритуала ежедневного воскурения фимиама. Если Всевышний примет их приношение, значит, они оправданы, но если их претензии были необоснованными, их могла постигнуть смерть. Мы знаем, что когда мятежники на следующий день принесли фимиам, они были сожжены.

Почему Моше выбрал именно этот ритуал как проверку на Божественное благоволение? Мидраш объясняет, что сжигание фимиама является самой возвышенной и важной частью богослужения и, следовательно, также наиболее губительной, если высокие требования к ее целостности и совершенству нарушаются.

Комментаторы различают еще одно измерение в выборе воскурения фимиама как испытания на божественное расположение. Повстанцы хотели узурпировать передающееся по наследству священство Аѓарона, потому что они чувствовали, что были достаточно квалифицированы. И какова была их квалификация? То, что они считали себя так же хорошо осведомленными в тонкостях храмового служения, как и Аѓарон.

Подтверждение избрания

Всевышний  повелел  Моше  взять по посоху у каждого вождя из 12-ти колен народа Израиля и положить их перед Богом в Мишкане. «На другой день вошел Моше в скинию откровения, и вот, жезл Аѓаронов, от дома Левиина, расцвел, пустил почки, дал цвет и принес миндали» (Числа 17:8). Моше показал народу все посохи, чтобы подтвердить, что Бог действительно избрал Аѓарона.

Раввин Борух Лефф говорит, что Израиль оплакивал потерю столь многих братьев и вождей из-за глупости Кораха, обвиняя в этих ужасных событиях Моше и Аѓарона. Они, конечно, знали, что восстание Кораха нужно было подавить силой, однако поставили под сомнение метод. Они спрашивали: «Почему Моше и Аѓарон не молились о раскаянии Кораха и его последователей? Было ли зло Кораха столь велико, что покаяние не смогло бы помочь?» А поскольку Моше и Аѓарон не молились о Корахе, то можно было предположить, что они просто желали Кораху смерти, чтобы таким образом «убрать его с дороги» для своих корыстных и личных интересов.

По словам раввина Яакова Вайнберга, красота миндального цветка символизирует, что Моше и Аѓарон поступили красиво, мирно и с любовью. Если бы у Кораха действительно была бы склонность к покаянию и изменению, то Моше и Аѓарон наверняка молились бы о нем. Но это было не так. Корах должен был быть убит, потому что это был единственный способ устранить его зло.

Когда мы кого-то критикуем, является ли нашей целью жестокая  «отплата» человеку или мы с любовью  желаем изменить его пути? Мы должны извлечь урок из глубокой проницательности Моше и научиться действовать решительно, когда это необходимо, но всегда с любовью. Мы должны ненавидеть действия, а не людей.

Корах и восстание на небе

Корах и его сообщники были удостоены особых милостей. Они принадлежали к числу тех, кто восходил на гору и созерцал Божественную славу. Но с тех пор они изменились. Сначала они поддались небольшому искушению, которое, не встретив с их стороны сопротивления, все крепло, пока наконец сатана не овладел их разумом и они не осмелились открыто выразить свое возмущение. Якобы интересуясь благосостоянием народа, они на первых порах поделились своим недовольством друг с другом, а затем и с начальниками Израиля. Их нашептывания были приняты с такой готовностью, что они отважились на большее, пока в конце концов действительно не поверили, что ими движет ревность о Боге.

Ревность возбудила зависть, а зависть привела к восстанию. Обсудив вопрос о праве Моше на такую большую власть и уважение, они пришли к выводу, что высокого положения, занимаемого им, мог быть удостоен каждый из них. Заблуждаясь сами и обманывая других, они думали, что Моше и Аѓарон самовольно захватили власть в свои руки.

В восстании Кораха в уменьшенном масштабе проявились действия того духа, который привел к восстанию сатаны на небе. Гордость и честолюбие привели Люцифера к недовольству правлением Божьим и к попытке свергнуть порядок, установленный на небе. После своего падения он поставил перед собою цель – возбуждать в людях тот же дух зависти и недовольства, те же притязания на положение и славу. Таким же образом он воздействовал на Кораха, Датана и Авирама, насаждая в них честолюбие, зависть, недоверие и мятежные чувства. Сатана заставил их отвергнуть Бога как своего вождя, вынудив отвергнуть людей, назначенных Им. Ропща против Моше и Аѓарона, они хулили Бога и при этом настолько заблуждались, что считали себя праведными, а тех, кто добросовестно обличал их грехи, — орудиями сатаны. (Е. Уайт «Патриархи и пророки», с. 395-405)

Ѓафтара – дополнение из Пророков. 1 Царств 11:14 – 12:22

В тексте Недельной главы говорится о том, как народ Израиля не устраивает, что Моше и  Аѓарон обладают исключительными полномочиями в управлении и священстве. Моше и Аѓарон были братьями, и народу, особенно 250-м лидерам, находившимся под влиянием Кораха, казалось, что произошел конфликт интересов. «Все святы… почему же вы ставите себя выше народа Господня?» (Числа 16:3).

В ѓафтаре народ Израиля, бросая вызов власти Шмуэля (Самуила) и Бо-га, решил избрать себе нового вождя – царя. Но Шмуэль недоволен и хочет быть уверен, что никто не обвиняет его ни в чем плохом во время его руководства: «И сказал Шмуэль всему Израилю: вот, я послушался голоса вашего во всем, что вы говорили мне, и поставил над вами царя, и вот, царь ходит пред вами; а я состарился и поседел; и сыновья мои с вами; я же ходил пред вами от юности моей и до сего дня; вот я; свидетельствуйте на меня пред Господом и пред помазанником Его, у кого взял я вола, у кого взял осла, кого обидел и кого притеснил, у кого взял дар и закрыл в [деле] его глаза мои, — и я возвращу вам» (1 Царств 12:1-3).

Народ подтвердил Шмуэлю, что у них нет на него обиды: «Ты не обижал нас и не притеснял нас и ничего ни у кого не взял» (1 Царств 12: 4).

Шмуэль вспоминает народу Израиля все их ошибки, совершенные в хо-де истории со времен Яакова до настоящего времени. Господь подтвердил слова Шмуэля: «И воззвал Шмуэль к Господу, и Господь послал гром и дождь в тот день; и пришел весь народ в большой страх от Господа и Шму-эля» (1 Царств 12:18).

Пророк заверил народ Израиля, что Божья любовь безусловна. Бог избрал Израиль и не откажется от него. «И отвечал Шмуэль народу: не бойтесь, грех этот вами сделан, но вы не отступайте только от Господа и служите Господу всем сердцем вашим и не обращайтесь вслед ничтожных [богов]… Господь же не оставит народа Своего ради великого имени Своего, ибо Господу угодно было избрать вас народом Своим» (1 Царств 12:20-22).

Писания Апостолов. Матфея 12:9-32

Реакцию   Кораха,  описанную  в Недельной главе, понять трудно. Корах был членом руководства колена Левия. Конечно, он не был первосвященником, но, как левит был избран на служение в Израиле. Родословная представила его как двоюродного брата Моше и Аѓарона. Согласно еврейской традиции, он был очень богат. Таким образом, у него не было веских причин, чтобы настолько завидовать Моше и Аѓарону.

Тем не менее, мы можем понять эту историю, если нам известна фраза Иешуа Mашиаха: «Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке,  ни в будущем» (Матфея 12:31-32). Возможно, Корах совершил грех против Руах Элоѓим, очень серьезный грех против самого Бога, который, как сказал Иешуа, не может быть прощен.

Глядя на контекст 12-й главы Мататьяѓу, мы видим, что Иешуа совершал чудеса: «И, отойдя оттуда, вошел Он в синагогу их. И вот, там был человек, имеющий сухую руку. И спросили Иешуа, чтобы обвинить Его: можно ли исцелять в субботы? Он же сказал им: кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит? Сколько же лучше человек овцы! Итак можно в субботы делать добро. Тогда говорит человеку тому: протяни руку твою. И он протянул, и стала она здорова, как другая» (Матфея 12:9-13). Реакция вождей была очень жестокой:  «Фарисеи  же,  выйдя,  имели совещание против Него, как бы погубить Его» (14). Затем Иешуа изгнал беса: «Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить и видеть» (22-й стих). Вожди не могли понять, как этот человек мог совершать такие великие чудеса, и сказали: «Он изгоняет бесов не иначе, как [силою] веельзевула, князя бесовского» (24-й стих). Иешуа не был известен как представитель «интеллигенции» того времени, он не учился в их школе, не был посвящен в сан раввина, и за несколько часов сделал великие чудеса, на которые, по мнению вождей, был способен только дьявол.

«Таким  образом, если Иешуа изгоняет бесов», — считали они, — «то, конечно, силой веельзевула». Такое непонимание духовной силы эквивалентно богохульству. Это было грехом Кораха, который был благословлен Богом гораздо больше, чем любой другой человек в Израиле, богатый человек, член колена руководителей, двоюродный брат Моше и Аѓарона. Но он был так слеп от зависти, что не видел действий Бога во всем, что произошло с народом со времени Исхода.

Урок для каждого из нас состоит в том, что мы должны быть готовы признать действия Божьи, какими бы они ни были, даже когда Он хочет открыть нам Машиаха, который не вписывается в наши мечты или фантазии.

Редактор Ричард Элофер

Перевод с английского Александра Обревко

Оставьте отзыв

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>