Недельная глава «Бо» — בא — «Войди…» Исход 10:1-13:16

03.01.2014 БЛОГПЕРЕВОДЫ  Оставьте отзыв

Обзор Недельной главы

Б-г говорит Моше, что Он ожесточил сердце фараона, чтобы с благодаря чудесным знамениям мир во все времена помнил, что Он – единственный истинный Бог.

Фараон получает предупреждение о нашествии саранчи и его масштабах, и соглашается отпустить только мужчин. Моше настаивает, что выйти должны все.

Во время этой язвы фараон призывает Моше и Аарона убрать саранчу. Он признаёт, что согрешил. Б-г удаляет эту язву, но ожесточает сердце фараона, и тот снова отказывается освободить израильтян. Страна, за исключением народа Израиля, погружается в ощутимую тьму.

Фараон призывает Моше и говорит ему, что Б-жий народ может покинуть Египет, но без своих стад. Моше говорит ему, что они уйдут только со стадами.

Моше говорит фараону, что Б-г собирается навести ещё одну язву: смерть первенцев, после чего Израиль покинет Египет. Б-г снова ожесточает сердце фараона, и тот предупреждает Моше, что если он увидит его снова, Моше будет предан смерти.

Б-г говорит Моше, что месяц нисан станет первым месяцем года. Народу Израиля заповедано брать ягнёнка в десятый день месяца и заботиться о нём до 14-го дня. Затем ягнёнка должны были заколоть как пасхальное жертвоприношение. Его кровь должны были нанести на притолоку и косяки дверей, а зажаренное мясо съесть. Кровь на дверных косяках станет знаком веры, и когда ангел Б-жий будет поражать первенцев Египта, он пройдёт мимо домов, помеченных кровью агнца. Еврейский народ будет помнить об этом дне Исхода, не употребляя хамец (квасное) в Песах. Моше передаёт Б-жьи повеления, и еврейский народ выполняет их безупречно.

Б-г посылает последнюю язву: смерть первенцев, и фараон отпускает евреев из Египта.

Б-г передаёт Моше и Аарону законы о пасхальной жертве, о пидйон hабен (выкупе первенца) и о тфилин.

Наши комментарии основаны на комментариях раввина Шимшона Рафаэля Гирша. Hirsch, Samson Raphael. 2008. The Hirsch Chumash: The Five Books of the Torah, Sefer Shemot. Translated by D. Haberman. Third edition in 6 volumes, Vol. 2. Nanuet, NY: Feldheim Publishers.

 Войди к фараону

В этот шаббат мы читаем недельную главу Бо, третью по счёту в книге Шмот (Исход). Именно в ней рассказывается история исхода, помнить которую должен каждый верующий, как об этом говорит Тора: «Lабы ты помнил день исшествия своего из земли Египетской во все дни жизни твоей» (Второзаконие 16:3).

Название главы Бо означает «войди» и происходит от первого её стиха, в котором Б-г повелевает Моше «войти к фараону», чтобы предупредить его о восьмой язве (нашествии саранчи) и вновь передать требование Вс-вышнего дать свободу сынам Израиля. «И сказал Г-сподь Моше: войди [бо] к фараону, ибо Я отягчил сердце его и сердце рабов его, чтобы явить между ними сии знамения Мои» (Исход 10:1). Наименование каждой Недельной главы всегда передаёт её основную весть и общую тему её составных частей и повествований.

В различных комментариях фраза «войди к фараону» вызывает много дискуссий. Почему Б-г сказал Моше войти к фараону? Разве не было бы более правильно сказать: «Иди к фараону»? Б-г обещал Моше, что будет Сам сопровождать его в этом. Слово «войди» следует понимать здесь в смысле «пойдём со мной». Б-г говорит Моше: «Пойдем со Мной к фараону. Мы вместе войдем во дворец великого змея. Мы вместе поймём, что средоточием зла является его самопоклонение. Мы вместе обнаружим, что это — незаконное присвоение человеком божественного.

 Рассказывая детям

Тора говорит: «И чтобы ты рассказывал сыну твоему и сыну сына твоего о том, что Я сделал в Египте, и о знамениях Моих, которые Я показал в нем, и чтобы вы знали, что Я Г-сподь» (Исход 10:2). Нам поручено повторять урок Песаха нашим детям из поколения в поколение. Тора подчеркивает важность повторения для детей истории Песаха и чудес, которые Б-г совершил ради нас. Тора повелевает нам отвечать на их вопросы и помочь им осознать важность соблюдения заповедей Б-га. Важность обучения детей снова подчёркивается во время дарования Торы. Мидраш рассказывает, что Б-г согласился дать Тору еврейскому народу только после того, как они твёрдо решили воспитывать своих детей согласно её повелениям. Как только ребенок начинает говорить, мы должны учить его повторять слова Торы.

Раввин Элимелех из Лизенска говорит, что Моше объясняет фараону важность приобщения детей к служению Б-гу. Ведь если наши дети будут служить Б-гу, то в народе Израильском будут и служащие Ему пожилые люди. Но если мы игнорируем наших детей, то, в конечном итоге, у нас не будет и пожилых людей. «И сказал Моше: пойдем с малолетними нашими и стариками нашими» (Исход 10:9).

Следующие высказывания наших мудрецов Талмуда указывают на важность обучения детей Торе: «Мир существует только благодаря безгрешному лепету детей, изучающих Тору». Другое высказывание: «Нельзя прервать обучение детей [Торе] даже с целью строительства Храма». Талмуд говорит, что город, в котором нет школы, где дети изучают Тору, обречён.

 Нелепый фараон

Раввин Мордехай Дикслер говорит: «Поведение фараона было трагическим результатом смешения реальности и абсурда. Его действия и диалог с Моше противоречат здравому смыслу. Египет поражает язва — фараон обещает отпустить евреев, но как только язва оканчивается — фараон передумывает. И так цикл повторяется десять раз: язва – договор – язва прошла – отмена договора. Это похоже на человека, который читает надпись на бутылке с шампунем: «Намылить, смыть, повторить», и никак не может выйти из душа, повторяя указанные действия. Трагедия заключалась в том, что от бессмысленных действий фараона страдал и он сам, и его народ».

 Язвы египетские

Раввин Вейнман напоминает нам, что каждая язва несла двойную функцию. С одной стороны она была чудом, деянием Б-жьим, превосходящим законы природы и демонстрирующим авторитет Высшего Существа. С другой стороны она была наказанием египтян за угнетение и мучения израильтян.

 Первенец в каждой семье

Фараон и его подчинённые считали, что потеря такой незначительной доли населения – первенцев – была лишь маленьким эпизодом. Они ошиблись в своих расчётах, ведь Б-жественное повеление включало не только первенцев-сыновей, но и дочерей, и не только первенцев, рождённых в браке, но тех, кто рождался от предыдущих союзов их отцов и матерей. Поскольку египтяне вели развратную жизнь, не редко каждый из десяти детей одной женщины был первенцем своего отца. Наконец, Бог постановил, чтобы смерть поразила и самого старшего члена каждой семьи, независимо от того, был он первенцем или нет.

Кровь на дверях

Б-г повелел Моше, чтобы еврейский народ помазал кровью пасхальных жертв свои дверные косяки, чтобы десятая язва не коснулась их домов: «И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую» (Исход 12:13). Если Б-г точно знал, кто находился в каждом доме, для чего была необходима кровь?

Эта кровь имеет другое значение. Раввин Озер Альпорт говорит, что кровь, которой евреи помазали дверные косяки, не была сама по себе каким-то магическим знаком, защищающим от язвы их дома. Скорее, кровь символически демонстрировала веру иудеев, что Б-г защитит и избавит их. Они доверяли Богу настолько, что были готовы принести в жертву одно из божеств (овцу) своих египетских хозяев, делая это публично и не опасаясь возмездия.

Мы знаем, что эта кровь была знаком доверия Б-гу и Его плану спасения. Вот почему Йоханан, увидев Иешуа, сказал: «Вот Агнец Б-жий, Который берет на Себя грех мира» (Иоанна 1:29). Этот «агнец Б-жий» был пасхальным ягнёнком, который был принесён в жертву в первый Песах в Египте.

 Любовь к богатству

«И сделали сыны Израилевы по слову Моше и просили у Египтян вещей серебряных и вещей золотых и одежд. Г-сподь же дал милость народу [Своему] в глазах Египтян: и они давали ему, и обобрал он Египтян)» (Исход 12:35-36). Это не должно было потворствовать любви к богатству и произошло не потому, что евреи жаждали имущества своих соседей. Во-первых, израильтяне могли рассматривать это как свою плату за длительную службу египтянам, а во-вторых, они имели право на возмещение за свои страдания. Даже если это «возмещение» стало несчастьем для египтян, оно было намного меньше скорби, причинённой ими народу Израиля.

Повелевая евреям попросить золото и серебро у египтян, Б-г хотел научить их, что нужно понимать богатство как нечто взятое у Б-га во временное пользование. Оно должно быть использовано должным образом, а определённая прибыль отдана на благотворительные цели. Ведь если это богатство не используется по воле Вс-вышнего, Он может в любое время забрать его, ведь оно находится у нас только на правах займа.

 Время избавления

Согласно еврейской традиции будущее избавление Израиля должно произойти 15 нисана, в ночь его освобождения из Египта, потому что так сказал Моше: «В эту ночь Бог защищал Израиль от Ангелов-Губителей, и в эту же ночь Он избавит будущие поколения» (L. Ginzberg. «The Legends of the Jews — Vol. 2).

hафтара – дополнение из Пророков

Иеремия 46:13-28

В Недельной главе фараон не хочет покаяться и отпустить Б-жий народ. «И сказал ему фараон: пойди от меня; берегись, не являйся более пред лице мое; в тот день, когда ты увидишь лице мое, умрешь» (Исход 10:28). В hафтаре Моше и Иеремия говорят о наказании.

В hафтаре Иеремия объявляет о нашествии Навуходоносора: «Слово, которое сказал Г-сподь пророку Иеремии о нашествии Навуходоносора, царя Вавилонского, чтобы поразить землю Египетскую» (Иеремия 46:13).

Несмотря на то, Египет был великой страной с большим войском, он не будет противостоять вавилонскому вторжению. Всемогущий решил отдать Египет в руки вавилонян: «Отчего сильный твой опрокинут? — Не устоял, потому что Г-сподь погнал его. Он умножил падающих, даже падали один на другого и говорили: „вставай и возвратимся к народу нашему в родную нашу землю от губительного меча»» (Иеремия 46:15-16).

Египет пойдет в изгнание. Они больше не будут жить в своей стране, даже такие великие города, как Мемфис, будут лишены своих жителей: «Готовь себе нужное для переселения, дочь — жительница Египта, ибо Ноф будет опустошен, разорен, останется без жителя. Египет — прекрасная телица; но погибель от севера идет, идет» (Иеремия 46:19-20). Сегодня люди, живущие в Египте, не являются потомками древних египтян.

Произошедшее с Египтом представлено пророком как наказание от Бога: «Г-сподь Саваоф, Б-г Израилев, говорит: вот, Я посещу Аммона, который в Но, и фараона и Египет, и богов его и царей его, фараона и надеющихся на него» (Иеремия 46:25). Несмотря на то, что Б-г накажет и Израиль за его грех, Он не уничтожит его полностью: «Ты же не бойся, раб мой Яаков, и не страшись, Израиль: ибо вот, Я спасу тебя из далекой страны и семя твое из земли плена их; и возвратится Яаков, и будет жить спокойно и мирно, и никто не будет устрашать его. Не бойся, раб Мой Яаков, говорит Г-сподь: ибо Я с тобою; Я истреблю все народы, к которым Я изгнал тебя, а тебя не истреблю, а только накажу тебя в мере; ненаказанным же не оставлю тебя» (Иеремия 46:27-28).

 Писания Апостолов

1 Коринфянам 5:6-8

Недельная глава Бо говорит об исходе народа Израильского из Египта и установлении Песаха в память этого великого события еврейской истории: «И сказал Г-сподь Моше и Аhарону в земле Египетской, говоря: месяц сей [да будет] у вас началом месяцев, первым [да] [будет] он у вас между месяцами года. Скажите всему обществу Израилевых: в десятый [день] сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство; а если семейство так мало, что не [съест] агнца, то пусть возьмет с соседом своим, ближайшим к дому своему, по числу душ: по той мере, сколько каждый съест, расчислитесь на агнца. Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или от коз, и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером» (Исход 12:1-6).

Этот ягненок, которого должна была приготовить каждая семья, символически представлял Машиаха, который спасаёт нас своей жертвой. Машиах — наш пасхальный агнец, как написал об этом раввин Шауль в Послании к коринфянам: «Ибо Пасха наша, Машиах, заклан за нас» (1 Коринфянам 5:7). Поэтому мы должны очистить дом своего сердца от закваски греха: «Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны» (1 Кор. 5:7). Шауль говорит о том, как следует праздновать Песах: «Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины» (1 Кор. 5:8).

Праздник Песаха не должен быть для нас лишь празднованием древнего избавления из египетского рабства. Сегодня он означает для каж дого из нас избавление, осуществлённое Иешуа, когда он пришел на эту землю и отдал свою жизнь за каждого из нас. Это произошло в Песах в 31 году нашей эры, в точное время, предназначенное Г-сподом для нашего искупления. Иешуа.

Вот почему Йоханан hаМатбиль (Иоанн Креститель), видя Иешуа, приближавшегося к нему, чтобы погрузиться в микве (резервуар для ритуального омовения) реки Иордана, говорит: «Вот Агнец Б-жий, Который берет [на Себя] грех мира» (Иоанна 1:29, см. также 1:35-36).

 Редактор Ричард Элофер

Перевод с английского Александры Обревко

Оставьте отзыв

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>