Недельная глава Балак (имя «Валак»). Числа 22:2-25:9

04.07.2014 ПЕРЕВОДЫ  Оставьте отзыв

Содержание Недельной главы

 Когда вышедшие  из пустыни сыны Израиля приблизились к стране Моав, ее царь Балак  (Валак) обратился за помощью к Бильаму (Валааму), чтобы тот проклял еврейский народ. Бог явился в ночном видении к Бильаму и запретил ему говорить проклятия, но Бильам после некоторых колебаний все же отправился к Балаку.

По дороге посланный Богом ангел с огненным мечом преграждает дорогу Бильаму, который ехал на ослице, но Бильам не увидел ангела и, не понимая вынужденных маневров ослицы, стал бить ее за «упрямство». И тогда «отверз Бог уста ослицы».

«Валаамова ослица» укоряет Бильама за непонимание и жестокость: ведь она спасает ему жизнь. В тот же момент «прозревший» Бильам видит, наконец, ангела, который сообщает ему, что можно и чего нельзя говорить о евреях.

Наконец, Бильам прибывает к Балаку, и царь Моава проводит тщательную подготовку к ритуалу проклятия в надежде, что гость словами уничтожит ненавистных евреев. Но результат получается обратный: трижды Бильам пытался изречь проклятия и все три раза его уста произносили только благословения.

Разочарованный Балак отсылает Бильама домой. Тем временем, евреи начинают грешить с моавитянками и поклоняться их идолам. Бог насылает мор на грешников. Лидер колена Шимона (Симона) на глазах у всех евреев вводит в свой шатер мидьянскую принцессу, и внук Аѓарона коэн Пинхас (Финеес) пронзает обоих копьем.

Повальная эпидемия сразу прекращается. От нее умерли 24 тысячи человек.

 Лучше уповать на Господа

   Тора говорит:  «И видел Балак, сын Ципоры (Сепфоров), все, что сделал Израиль Аморреям» (Числа 22:2). Моше отправил посланников к Сигону, царю аморрейскому, с просьбой разрешить  пройти через его земли на пути в Ханаан. Моше заверил Сигона, что они не будут сходить с главной дороги и пользоваться их водой, разве только за плату. Вместо того, чтобы разрешить Израилю мирно пройти через свое царство, Сигон собрал армию и напал на Израиль, что привело к его поражению.

Странно, что эти народы (аморреи — лишь один из врагов Израиля) были так слепы, что не видели, как Бог вел Израиль и благословлял его. Они, конечно, слышали о 10 казнях Египетских и слышали о чудесах, совершенных Всевышним для Своего народа. Сигон, приближаясь с войсками к Израилю, несомненно, видел Шехину — Присутствие Бога в виде столба огненного ночью и облачного днем, но, несмотря на эти доказательства Божьего благословения, аморреи противостояли народу Всевышнего.

Возникает естественный вопрос: что же видел Балак? Только то, что израильтяне,   обороняясь,   сделали   с аморреями. Сигон был агрессором, но Балак не обращал внимания на это.

Раввин Паккоуз подчеркивает: «Тора вечна. То, что Тора написала несколько тысяч лет назад, так же верно сегодня, как и тогда. В трех войнах арабские страны пытались уничтожить Израиль, но мир видит это иначе. Народы сегодняшнего мира ничем не отличаются от Балака, жившего несколько тысяч лет назад. Слова псалмопевца остаются в силе: «Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на человека. Лучше упо-вать на Господа, нежели надеяться на князей. Все народы окружили меня, но именем Господним я низложил их» (Псалом 118:8-10). На протяжении всей истории существования народа Израиля у него был только один настоящий друг: Господь. Но Он – это все, что нужно. Он — это все, что нам нужно.

Пророчество

   Недельная глава приглашает нас задуматься о библейском феномене пророчества. Бильам  не был членом народа Израиля, но Библия представляет его как человека, у которого были отношения с Богом. Он не назван пророком, но Бог обратился к нему и говорил с ним так, как могут общаться двое друзей: «И пришел Бог к Бильаму и сказал: какие это люди у тебя? Бильам сказал Богу: Балак,  сын  Ципоры,  царь Моавитский, прислал [их] ко мне [сказать]: вот, народ вышел из Египта и покрыл лице земли, итак приди, прокляни мне его; может быть я тогда буду в состоянии сразиться с ним и выгнать его. И сказал Бог Бильаму: не ходи с ними, не проклинай народа сего, ибо он благословен» (Числа 22:9-12).

У Бога есть «Его» люди не только среди избранного Им народа. Многие люди в мире обладали знанием Бога до существования Авраѓама благодаря верующим людям: Адаму, Шету (Сифу), Ханоху (Еноху), (Метушаллах) Мафусаилу, Ноаху (Ною), Шему (Симу) и другим. Поэтому мы читаем, что Малкицедек (Мелхиседек) был первосвященником в городе Салем, который позже стал Иерусалимом. Мы  Читаем, что Итро (Иофор) также был священником Всевышнего в Мадиаме. А теперь мы читаем о Бильаме, который, вероятно, был посредником между Богом и людьми, к которым Он обращался.

Маймонид пишет в 7-й главе своей книги «Йесодей Тора» («Законы об основах Торы»: «Пророчество может получить только чрезвычайно мудрый и ученый человек, который приобрел соответствующие черты характера, который постоянно борется и одерживает победу над своими злыми наклонностями». Вот почему у еврейской традиции очень позитивный взгляд на Бильама, считая его языческим пророком. Он был «супер праведный», святой, добрый и благочестивый. Он анализировал и подвергал критике свои действия и постоянно работал над своим духовным ростом. Тем не менее, раввин Барух Лефф говорит, что когда Бильам стал пророком, он был духовно «раздавлен», потому что не мог справиться с пережитым им сильнейшим опытом пророчества. В это время он стал тем нечестивым Бильамом, которого мы знаем.

Пророчество – это не искусственный внешний фокус. Это Божественный дар Своему народу, начиная от патриархов. Бильам был не в состоянии справиться с пророчеством, потому что у него не было народа, который поддержал бы его и был бы достоин получения этого дара. Согласно еврейской традиции, только у народа Израиля была богатая и святая история, прочно укорененная в опыте веры патриархов, и только он могли получить пророчество.

Власть или дар, вручаемые человеку, который не может с ними справиться или поддерживать их, испортят его, сделают злым и подобным Бильаму. Бог знает, с чем мы можем справиться, и Он дает нам то, что необходимо для нашего личного служения Ему. Давайте ценить то, что нам дано, а не надеяться на вещи, которые не в наших силах.

Ангел милосердия

Тора продолжает рассказ:  «Бильам встал поутру, оседлал ослицу свою и пошел с князьями Моавитскими. И воспылал гнев Божий за то, что он пошел, и стал Ангел Господень на дороге, чтобы воспрепятствовать ему» (Чис-ла 22:21-22)

Раши определяет этого ангела как ангела милосердия. Бог пытался остановить Бильама с помощью ангела милосердия, потому что хотел, воспрепятствовать Бильаму  сделать с собой то, что он собирался осуществить (служение Балаку в конечном счете приведет Бильама к смерти).

Балак хотел проклясть Израиль и провел Бильама на вершину горы, с которой они увидели весь народ Израиля. Балак торжествовал в ожидании изречения Бильамом могущественного проклятия на народ Израиля, поэтому он был очень удивлен, обнаружив, что тот не проклял Израиль, но вместо этого благословил его.

Огорченный Балак повел Бильама в другое место, из которого тот мог увидеть лишь край стана народа Божьего. Вновь Балак попросил Бильама проклясть Израиль, и в очередной раз тот благословил, а не проклял народ.

Комментаторы спрашивают: «Почему Балак уменьшал для Бильама обзор израильского стана после каждой его неудачи?» Раввин Нефтали Райх объясняет, что Бильам был эгоистичным: «Балак понял эту особенность характера Бильама и решил сыграть на ней. Сначала он привел Бильама на место, откуда он мог видеть весь народ. Если Бильам сможет проклясть и умалить весь народ, то как же сильно будет польщено его эго!  Но у него ничего не получилось. Признавая неудачу, Балак сузил внимание Бильама только до части народа, сосредотачиваясь на отдельных людях в надежде, что их поражение будут более ярким. Когда Бильам снова не справился, Балак сузил фокус еще больше, пытаясь проклясть людей, даже будучи не в состоянии выделить их какую-то конкретную вину. Но даже эти проклятия были безуспешными, потому что Всевышний защищает праведных».

Машиах в пророчестве

Наиболее  явное  указание на  Машиаха в Пятикнижии Моше находится в пророчестве Бильама.

Прежде чем вернуться к своему народу, он произнес самое прекрасное и возвышенное пророчество о Спасителе мира и окончательном уничтожении врагов Всевышнего: «Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Яакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых. Едом будет под владением, Сеир будет под владением врагов своих, а Израиль явит силу [свою]. [Происшедший] от Яакова овладеет и погубит оставшееся от города» (Числа 24:17-19).

Проклятие и благословение

Балак  сказал:  «Итак  приди, прокляни мне народ сей, ибо он сильнее меня: может быть, я тогда буду в состоянии поразить его и выгнать его из земли; я знаю, что кого ты благословишь, тот благословен, и кого ты проклянешь, тот проклят» (Числа 22:6).

Хафец Хаим, раввин Исраэль Меир Каган, комментирует, что отсюда мы видим, каким злым был Балак. Он считал, что Бильам обладает властью благословлять и проклинать, но почему же он попросил Бильама проклясть евреев? Он мог бы попросить его благословить свой ​​народ, чтобы ему не был причинен вред. Вместо того, чтобы сосредоточиться на негативе в личных отношениях, сосредоточьтесь на том, как изменить отношения в позитивном направлении с помощью молитвы и действий.

«И воспламенился гнев Балака на Бильама, и всплеснул он руками своими, и сказал Балак Бильаму: я призвал тебя проклясть врагов моих, а ты благословляешь их вот уже третий раз» (Числа 24:10) Было бы логично, если бы осуждение (в книге Второзаконие) произносились Бильамом, а благословения (в Недельной главе «Балак») – Моше… Но Бог сказал: «Пусть Моше, который любит народ, упрекнет его, а Бильам, ненавидящий народ,  благословит его» («Ялкут Шимони»).

В наше время можно видеть аналогичную параллель: когда нееврей рассказывает анекдот о евреях, мы можем предположить, что он антисемит, но когда анекдот о евреях рассказывает еврей, мы не видим в этом антисемитизма, потому что он говорит о своем собственном народе.

Ѓафтара – дополнение из Пророков. Миха (Михей) 5:6-6:8

Недельная глава рассказывает о Балаке, попросившем Бильама проклясть народ Израиля. Ѓафтара напоминает историю о Балаке и Бильаме: «Народ Мой! вспомни, что замышлял Балак, царь Моавитский, и что отвечал ему Бильам, сын Веоров» (Михея 6:5).

Недельная глава содержит один из прекраснейших гимнов об Израиле «Ма тову»: «Как прекрасны шатры твои, Яаков, жилища твои, Израиль! Расстилаются они как долины, как сады при реке, как алойные дерева, насажденные Господом, как кедры при водах» (Числа 24:6).

Слова Михея в 6-й главе – это призыв к покаянию и возвращению к Богу. «Слушайте, что говорит Господь: встань, судись перед горами, и холмы да слышат голос твой! Слушайте, горы, суд Господень, и вы, твердые основы земли: ибо у Господа суд с народом Своим, и с Израилем Он состязуется» (Михея 6:1-2).

Господь готов выслушать Израиль, Он просит народ взывать к Нему и упрекает его. Он напоминает о том, что сделал для них: «Народ Мой! что сделал Я тебе и чем отягощал тебя? Отвечай Мне. Я вывел тебя из земли Еги-петской и искупил тебя из дома рабства, и послал перед тобою Моше, Аѓарона и Мириам» (Михея 6:3, 4). Пророк обращается от имени Израиля и говорит: «С чем предстать мне пред Господом, преклониться пред Богом небесным? Предстать ли пред Ним со всесожжениями, с тельцами однолетними?» (Михея 6:6). Что мы можем сделать, чтобы угодить Господу? Ответ приходит свыше: «О, человек! сказано тебе, что — добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим» (Михея 6:8). Бог неизменен, Он и сегодня желает, чтобы мы были справедливы, любящи, добры и смиренны.

Писания Апостолов. Откровение 22:16-17

Наиболее очевидным, прекрасными возвышенным пророчеством о Мессии в Торе являются слова Бильама: «Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Яакова и восстает жезл от Израиля… [Происшедший] от Яакова овладеет и погубит оставшееся от города» (Числа 24:17-19).

Бильам символически представляет Машиаха звездой. Именно поэтому Израиль использовал символ звезды, чтобы продемонстрировать свою веру в пришествие Машиаха. И даже в центре флага современного государства Израиль изображена звезда.

Впервые звезда как символ была использована в представлении сыновей  Яакова,  колен Израиля, которые  станут народом. Йосеф увидел сон о своей семье и рассказал его братьям: «Вот, солнце и луна и одиннадцать звезд поклоняются мне» (Бытие 37:9). Одиннадцать его братьев символизируют  звезды.

Такое же изображение встречается В книге Откровение: «И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд» (Откровение 12:1). Это женщина, которая родит Мессию, представляет народ Божий, из которого происходит Иешуа.

Символ звезды также используется в Писаниях Апостолов, чтобы описать Мессию. Первым, кто понял этот символ, был Шимон, ученик Иешуа, который также назван Петром: «Притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших» (2 Петра 1:19).

Иешуа  подтверждает,  что утренняя звезда представляет его как Машиаха: «Я, Иешуа, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах. Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя» (Откровение 22:16). Эти слова Иешуа произносит в конце истории. Это практически последние слова Библии, подтверждающие подлинность книги Откровение и всей Библии. Они запечатывают книгу, которая была открыта Йоханану ангелом, посланным самим Иешуа:  «Я, Иешуа,  послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах. Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя. И Руах Элоѓим (Дух) и не- веста говорят: прииди! И слышавший да скажет прииди!» (Откровение 22:16-17). Это также последний призыв всем, кто хочет войти в Царство Божье: «Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром» (Откровение 22:17). Какой замечательный призыв к спасению в самом конце человеческой истории!

Редактор Ричард Элофер

Перевод с английского Александры Обревко

 

 

 

Оставьте отзыв

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>