Недельная глава Аазину – «Внимайте». Второзаконие 32:1-32:52

24.09.2014 ПЕРЕВОДЫ  Оставьте отзыв

Содержание Недельной главы

Большую часть раздела Аазину, предпоследнего в книге Дварим и всем Пятикнижии, составляет песнь, записанная в свитке Торы двумя параллельными колонками. Моше призывает небо и землю в вечные свидетели того, что произойдет с евреями, если они изменят Торе и Богу. Он предлагает народу вспомнить историю, как Бог спасал их от уничтожения в каждом поколении, напоминает, что именно Всевышний управляет из-за кулис мировыми событиями с одной единственной целью: дать возможность сынам Израиля выполнить свою историческую миссию — быть посланниками Творца на земле. Евреи должны вечно благодарить Бога за обеспечение их нужд в пустыне, за то, что Он привел их в страну, отличающуюся необычайным изобилием, и разгромил их врагов.

Но, как сказано в этой пророческой песне, материальное процветание породит в бней Исраэль самодовольство и тягу к удовольствиям, подорвет их нравственность. Они станут поклоняться идолам, морально развратятся. Тогда Всевышний позволит другим народам покорить евреев и рассеять их по свету. Но пусть не думают эти народы, что их «рука одолела» евреев. Бог напомнит им, что они — всего лишь орудие, которым Он наказывает непокорных сынов Израиля за отступничество и побуждает их к раскаянию. Задача еврейского народа неизменна — они должны привести человечество к высшей правде Творца. Ни изгнание, ни страдания не могут расторгнуть связь между Богом и Его народом. На заключительном этапе истории эта близость будет восстановлена, и тогда Бог обратит Свой гнев на врагов евреев. По материалам toldot.ru.

Песнь Аазину

Недельная глава представлена песнью, написанной Моше перед смертью. Вот что об этом повелел Господь: «Итак напишите себе [слова] песни сей, и научи ей сынов Израилевых, и вложи ее в уста их, чтобы песнь сия была Мне свидетельством на сынов Израилевых» (Второзаконие 31:19).

Название песни Аазину происходит от слова озен или «ухо». Моше начинает словами: «Аазину (внимай), небо, я буду говорить; и слушай, земля, слова уст моих» (Второзаконие 32:1). Эта песнь — одна из древнейших, упоминаемых Библей. Перед ней идут песнь Моше и Мириам в 15-й главе книги Исход.

Раввин Мендель Кальменсон говорит: «Песнь означает глубокое выражение, неподдельный восторг души. Ме-лодия песни вспыхивает спонтанно, а точная формулировка проповеди тщательно готовится. Песню можно петь снова и снова. Проповедь едва ли можно прослушать больше, чем один раз. Слова — это строительные блоки языка. Подобно автомобилю они перемещают идеи между умом и сердцем. Музыка — это и душа языка, и язык души. Она может пересекать обширные бездны идеологии, культуры, национальности и личности». Песни — это лучший кросскультуральный язык.

Раввин Йоханан говорит в Талмуде, что песнь Аазину пели каждую неделю, когда в субботу в Скинии и Храме приносили вечернюю жертву.

Духовные дары

Тора поэтично говорит: «Польется как дождь учение мое, как роса речь моя, как мелкий дождь на зелень, как ливень на траву» (Второзаконие 32:2).

Рабби Хаим Шмулевич, бывший глава иешивы Мир, цитируя Виленского Гаона, говорит, что дождь помогает расти только тем растениям, которые уже посадили. Если кто-то посадил овощи или фрукты, дождь поможет им расти и развиваться. Тем не менее, если посадить ядовитые растения, дождь так же будет помогать им расти.

Изучение Торы тоже заставляет расти, однако то, как человек будет развиваться, зависит от его характера. Человек с возвышенными чертами станет великим; а человек с недостатками в характере, такими как высокомерие, эгоизм или жестокость, может стать реальной угрозой для других.

Вода — это источник жизни, и ничто не может расти без дождя, посылаемого Всевышним. Вот почему в Библии дождь является метафорой даров Всевышнего и Его силы.

1) Тора духовно сравнивается с обычным дождем, дающим рост цветам, овощам и фруктам, посаженным человеком. В Библии человек сравнивается с деревом (Псалом 1:3). Разница в том, что человек растет и физически, и духовно. Поэтому если человек прерывает изучение Торы в течение длительного периода, это сравнимо с посадкой семени и постоянным его выкапыванием: оно никогда не будет расти.

2) С духовным дождем сравнивается не только Слово Божье, но и Руах ѓаКодеш (Святой Дух). Пророк Иоиль говорит: «И вы, чада Сиона, радуйтесь и веселитесь о Господе Боге вашем; ибо Он даст вам дождь в меру и будет ниспосылать вам дождь, дождь ранний и поздний, как прежде» (Иоиль 2:23). Несколькими стихами ниже мы читаем: «И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего» (Иоиль 2:28-29). Для получения этих благословений Всевышнего Иоиль призывает народ Божий трубить в шофар, что означает призыв к покаянию: «Вострубите трубою на Сионе, назначьте пост и объявите торжественное собрание…» (Иоиль 2:16).

Дождь приносит воду в те уголки планеты, где по-другому получить ее нельзя. Когда дождь проливается на деревья и растения, их рост заметен не сразу. Необходимо время, чтобы эффект от дождя стал заметен. Точно так же часто, когда мы наставляем других или пытаемся изменить себя, улучшения заметны не сразу. Мы не должны отчаиваться или терять надежду. Все усилия оказывает влияние так же, как это делает каждая капля. Если мы будем продолжать попытки, наши усилия по воле Всевышнего расцветут и принесут плод! Наверно, именно поэтому Моше выбрал дождь как метафору своих наставлений.

С помощью этой метафоры дождя и воды Всевышний хочет рассказать Своему народу о божественных благословениях. После 40-ка лет, проведенных в пустыне, народ Израиля узнает, что лучшим образом этого благословения является земля Израиля, потому что она может быть землей изобилия (молока и меда), но и землей сухости и пустыни, — все зависит от дождя.

Ричард Элофер жил в Израиле в течение пятнадцати лет. Он пишет: «Я заметил, насколько земле нужен дождь. Последний дождь выпадает в Израиле примерно на праздник Пасхи, а первый — на праздник Суккот. Это означает, что в стране в течение примерно 6-ти месяцев не выпадает ни одной капли дождя. Очевидно, что если Израиль не получит дождь вовремя, вся страна окажется в беде. Вот почему этот дождь у пророков стал метафорой духовных благословений Всевышнего. Точно так, же как Бог посылает дождь в свое время земле Израиля, Он посылает Святого Духа Своему народу, чтобы благословить его и дать духовные дары».

Господь — наша скала

Моше написал песнь утешения для своего народа: «Он твердыня (ивр. цур – скала); совершенны дела Его, и все пути Его праведны; Бог верен, и нет неправды [в Нем]; Он праведен и истинен» (Второзаконие 32:4). Наш праведный Бог сравнивается со скалой. Мы можем положиться на Него в каждый момент жизни. Эта скала напоминает Израилю скалу, давшую воду в пустыне: «Возьми жезл и собери общество, ты и Аѓарон, брат твой, и скажите в глазах их скале, и она даст из себя воду: и так ты изведешь им воду из скалы, и напоишь общество и скот его» (Числа 20:8).

Поэтическим языком Моше говорит, что народ получал и пищу из этой «скалы»: «Он вознес его на высоту земли и кормил произведениями полей, и питал его медом из камня и елеем из твердой скалы» (Второзаконие 32:13). Сравнение Бога со скалой напоминает нам слова царя Давида: «Господь — твердыня моя и крепость моя и избавитель мой. Бог мой — скала моя; на Него я уповаю; щит мой, рог спасения моего, ограждение мое и убежище мое; Спаситель мой, от бед Ты избавил меня!» (2 Царств 22:2-3). Этот опыт Давида может стать опытом каждого верующего, полагающегося на своего Бога.

Дни древние

Тора приглашает нас взглянуть на историю как на разворачивание Божественного Плана, говоря: «Вспомни дни древние, помысли о летах прежних родов; спроси отца твоего, и он возвестит тебе, старцев твоих, и они скажут тебе» (Второзаконие 32:7а). Поскольку история Божьего народа находится в руках Всевышнего, очень важно помнить прошлое. Как сочетать понимание «лета прежних родов» и «каждое поколение»? Виленский Гаон объясняет: чтобы понять «лета каждого поколения», нужно сначала «помнить дни древние», — шесть дней творения. Потому что в тех днях находится полный план развития вселенной и человечества. Виленский Гаон учил, что это единственный способ понять историю: «История — это метаморфоза человека посредством стадий разрушения и искупления, вплоть до его окончательного искупления в дни Мессии. Все события, такие как искупления и разрушения, воспринимаются как фундаментальное свидетельство присутствия Всевышнего в этом мире, и должны пониматься как эмпирические единицы в божественном провидении, активная сила Руки Всевышнего».

В Торе говорится: «Спроси отца твоего, и он возвестит тебе, старцев твоих, и они скажут тебе» (Второзаконие 32:7а). Мировая история, в том числе Всемирного Потопа и Вавилонской башни, ведет к появлению на ее сцене народа Божьего. Верующие должны быть «светом народам», обучая человечество смыслу существования и тому, как следует жить. Наконец, Бог нашел Свой народ в пустыне. Бнэй Исраэль согласились последовать за Моше в пустыню. Они приняли Тору, и Бог окружал их облаком Славы, любил и берег их как зеницу ока.

«Бог парит над народом Израиля, как орел. Сначала орел нежно пробуждает птенцов. Затем он носит своих малышей на крыльях, чтобы защитить их от хищников. Однако птенцы должны постараться забраться на крылья своей матери. Так же Бог будит нас, и мы должны сделать первый шаг вперед». (Раввин Ошер Вайс)

Нам нечего бояться будущего, кроме как того, что мы забудем дорогу, которой Господь вел нас, и Его уроки в нашей истории. Для того, чтобы не забыть этот путь, мы можем отмечать некоторые праздники и важные даты истории еврейского народа. Песах напоминает об Исходе из Египта, Шавуот напоминает о даровании Торы и 10 заповедей. Рош ѓаШана напоминает о сотворении Адама и Евы, Йом Киппур – о грехе поклонения золотому тельцу, Суккот напоминает о 40-ка годах, проведенных в пустыне, Ханука — об очищении Святилища, оскверненного греческими завоевателями. Давайте помнить о том, что Всевышний сделал для еврейского народа!

Ѓафтара — дополнение из Пророков. Осия 14:2-10, Иоиль 2:15-27, Михей 7:1820

Текст Недельной главы представляет собой песнь Моше, написанную им в конце жизни. Это удивительной красоты песнь, в которой учение Бога сравнивается с дождем: «Польется как дождь учение мое, как роса речь моя, как мелкий дождь на зелень, как ливень на траву» (Второзаконие 32:2). В Израиле дождь очень важен. Без дождя земля засыхает, и люди умирают вместе с землей. Вот почему Иешуа напоминает своим ученикам, что дождь — это благословение Божье, которое изливается не только на тех, что послушен, но и на всех людей: «Да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Матфея 5:45). Дождь также является иллюстрацией Руах ѓаКодеш (Духа Святого). Без Слова Божьего невозможно понять волю ѓаКодеш (Духа Святого). Без Слова Божьего невозможно понять волю Божью, как без Духа невозможно понять Слово Божье. Без Духа Божий народ умрѐт.

Божье Слово и Его Дух объединены, а потому оба символически передаются в образе воды и дождя. Дух вдохновил пророков записать Слово Божье: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения…» (2 Тимофея 3:16). Дух дает жизнь — «дыхание жизни» (Бытие 2:7) – Адаму и всем людям. Дух – неотъемлемый компонент жизни Божьего народа. Он приготовляет его для исполнения своей миссии (быть светом всем народам) и приготовиться к приходу Мессии.

В Танахе «дождь» — это также и символ Духа Божьего. После рассказа о разных дождях в разное время годя пророк Иоиль говорит: «И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши» (Иоиля 2:28). Это излитие дождя Духа Божьего произошло в день Шавуот (Пятидесятницы), когда ученики Иешуа получили Руах ѓаКодеш для того, чтобы осуществить свою миссию. «При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деяния 2:1-4).

Это излитие Духа на учеников дало им смелость провозглашать слова Иешуа: «Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим…» (Деяния 2:14). Результат был удивительный: «Итак охотно принявшие слово его были погружены (в ритуальные бассейны для омовения – миквы), и присоединилось в тот день душ около трех тысяч» (Деяния 2:41). Впервые движение Иешуа превратилось в настоящее сообщество благодаря влиянию Духа: «И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах. Был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершилось через Апостолов в Иерусалиме. Все же верующие были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого. И каждый день единодушно пребывали в Храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа» (Деяния 2:42-47). В заключении текст повествует, что их любовь и общность привлекли тысячи Иерусалимлян присоединиться к ним: «Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви» (Деяния 2:47, вторая часть стиха).

Редактор Ричард Элофер

Перевод с английского Александры Обревко, Виолетты Марцинкевич

 

 

 

Оставьте отзыв

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>